05.07.2010 06:51
    Поделиться

    Людмила Швецова: В Москве откроются семь уникальных предприятий для инвалидов

    Год равных возможностей, как официально назывался 2009-й, будет продолжаться в Москве еще не один год - уже заявили столичные власти. Утверждена стратегия повышения качества жизни инвалидов, рассчитанная, аж, до 2020 года.

    О том, как город перестраивается (в прямом и переносном смысле) под нужды инвалидов-москвичей, рассказала корреспонденту "РГ" Людмила Швецова, первый заместитель мэра Москвы.

    Компьютер против прищепки

    Российская газета:

    Людмила Ивановна, выходит, еще на 10 лет определен фронт работ. Значит ли это, что в Год равных возможностей Москва не успела что-то сделать?

    Людмила Швецова: Я уже убедилась: стоит всерьез взяться за какую-то работу, как она тянет за собой массу новых нерешенных вопросов. И хочется сделать как можно больше. Так было с Годом ребенка в Москве, вслед за которым объявили Год семьи...

    Что касается инвалидов, то в стратегии записана масса мероприятий по созданию безбарьерной среды, образованию инвалидов, реабилитации, трудоустройству... Последнее особенно важно в кризис. В Москве насчитывается 32 тысячи работающих инвалидов, а всего инвалидов трудоспособного возраста - 240 тысяч, и многие из них нуждаются в работе. Причем, интересной и прилично оплачиваемой. Ведь среди инвалидов немало людей со среднеспециальным или высшим образованием, а то и двумя.

    РГ: Посетив Московский общественно-деловой центр, российский премьер Владимир Путин удивлялся, как незрячие операторы лихо освоили компьютерные технологии. И даже пообещал обратиться к их услугам при организации очередной "прямой линии" с населением.

    Швецова: Благодаря компьютерным технологиям занятость московских инвалидов выходит на качественно иной уровень. Это раньше на предприятиях общества слепых собирали электрические розетки, выключатели да вилки. Труд монотонный и низкооплачиваемый.

    А центр на Огородном проезде действительно уникальный. Здесь работают 900 человек, из которых 825 незрячих операторов. Перед каждым - современный компьютер, специальное устройство, преобразующее печатный текст в звуковую информацию, клавиатура со шрифтом Брайля. В общем, все приспособлено для того, чтобы инвалид мог обходиться без посторонней помощи. Компьютерную грамотность операторы постигают тут же, в центре.

    У них уже много заказов: проведение соцопросов, сбор статистических данных, маркетинг по телефону... Я, например, не знала, что они подрядились обслуживать "горячие линии", которые проводит Общественная палата РФ, мин-здравсоцразвития. И очень интересный проект по работе с населением. В Москве в 1400 подъездах жилых домов созданы посты консьержей. На их базе организована доставка товаров и услуг на дом. Смысл в чем?

    Утром по дороге на работу житель может у консьержки заполнить бланк заказа: например, сдать вещи в химчистку или привезти вечером продукты первой необходимости, питьевую воду, лекарства из аптеки. Заявку оставляет на посту, где есть терминал для оплаты услуг. После этого консьержка по телефону диктует заказ незрячему диспетчеру центра, тот набирает его на компьютере и передает в коммерческую структуру. В указанное время товар будет доставлен.

    Кстати, центр уже вышел на самоокупаемость. Он предлагает низкие цены, поэтому выигрывает в тендерах.

    РГ: А что с зарплатой сотрудников?

    Швецова: От 15 тысяч рублей и выше. Мало где инвалиды столько получают. Но кроме этого - бесплатное двухразовое горячее питание, медобслуживание (в центре своя мини-поликлиника), занятия спортом под руководством тренера... Тут и велотренажеры, и беговые дорожки, и душевые, и кабинеты релаксации... Кроме того, на станции метро "Дмитровская" людей с белыми тростями встречает соцработник, который доводит их до рабочего места. Есть и свои автобусы.

    РГ: На таком предприятии, наверное, многие хотели бы работать?

    Швецова: Свыше 4 тысяч инвалидов по зрению числятся в так называемом "листе ожидания". Но долго им ждать не придется. Уже в сентябре, ко Дню города, в Донском проезде откроется еще один центр, где будут работать вдвое больше незрячих операторов - 1650. На подходе - третий. Всего же, по распоряжению мэра, в Москве появится как минимум 7 подобных предприятий.

    РГ: И все для слепых? А что для других инвалидов?

    Швецова: Например, вместе со стоматологическим университетом обсуждаем новый проект - не такой масштабный, но интересный. Инвалиды-колясочники смогут работать зубными техниками. Их обучат специальности, оборудуют места. Это хорошо оплачиваемый труд. А руками они смогут работать не хуже здорового. Почему мы должны ущемлять инвалидов?

    Делиться надо

    РГ: В городском бюджете вроде не густо. Откуда же город берет средства на все эти центры?

    Швецова: Из специального фонда квотирования рабочих мест. По закону каждое предприятие, где больше ста работающих, должно предоставлять инвалидам 2 процента мест. Если по каким-то причинам оно не выполняет это условие, то платит в бюджет штраф. Правда, с принятием 122-го федерального закона норма об ответственности работодателей изъята. Но в Москве они подписали эти обязательства добровольно - в рамках трехстороннего соглашения. Тот, кто не принимает инвалидов, вносит плату в специальный фонд. В прошлом году фонд собрал 1,5 миллиарда рублей. Эти деньги направляются на создание рабочих мест на других предприятиях, которые могут и хотят включать в свою деятельность инвалидов. За счет этого в Москве дополнительно смогли в течение года трудоустроиться 3,6 тысячи инвалидов. Между прочим, каждое место обходится в 600-900 тысяч рублей.

    РГ: Работодатели не протестуют против такой добровольной дани?

    Швецова: Только половина предприятий, подпадающих под действие закона о квотировании, вносит средства в фонд. Поэтому правительство Москвы обратилось к руководству страны с предложением: внести изменения в 21-ю статью Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", позволив субъектам самим определять механизм установления квоты. Причем, она должна, на наш взгляд, действовать на предприятиях, где свыше 50 работающих (так раньше и было), а не 100. Тогда в фонде будет больше средств, а значит, и больше инвалидов получат работу.

    Кстати, в европейских странах под квотирование подпадают предприятия, где работают и меньше 50 человек. Например, в Австрии - 25, в Германии, Франции - 20, в Италии - 15... И квоты там больше - доходят до 7 процентов.

    Далеко ли до Европы?

    РГ: Мэр Юрий Лужков заявил, что к 2012 году Москва будет приспособлена к нуждам инвалидов на уровне цивилизованных европейских стран. Нам еще далеко до Европы?

    Швецова: Там не начинали с нуля, как мы. В наследство от советских времен нам достался абсолютно не приспособленный город. Об инвалидах никто не думал, их как бы не было. В 2001 году Москва приняла закон о приспособлении городской среды. Ездили за опытом в Берлин. Немцы нас уверяли: быстрее чем за 15 лет решить такую задачу в большом городе невозможно. Но перемены к лучшему уже есть. Только за 2009 год приспособлено более 8 тысяч зданий, установлены около 500 подъемных платформ для перемещения инвалидов в подъездах, адаптированы 1600 квартир, обустроено 8400 входных групп, почти 25 тысяч сходов-съездов на улицах и во дворах... Мы существенно увеличили количество объектов, приспособленных для инвалидов. В городе введено жесткое правило: ни один объект не может строиться без приспособления среды к нуждам инвалидов.

    РГ: К нам в редакцию обратилась Нина Петровна Путилова, которая живет в панельной девятиэтажке на Щелковском шоссе. Инвалидная коляска не проходит ни в лифт, ни в ванную, ни в туалет. Расширить дверные проемы невозможно - такое заключение дали специалисты Москомархитектуры. И что делать?

    Швецова: С этой проблемой мы столкнулись в домах старой застройки. Есть типовые серии, где узкие лифтовые шахты. По-хорошему, надо бы отселять стояк квартир и за счет этого расширять шахту. Но требуются большие средства, которых нет. Кроме того, захотят ли соседи инвалида покидать обжитые места? В таких неприспособленных домах проживают порядка 1200 инвалидов-колясочников. Пока для них нашли единственный выход: приобрели для всех облегченные пересадочные коляски, которые вмещаются в узкий лифт. А на днях поеду смотреть квартиру, где по потолку устанавливают специальные рельсы, которые помогают маломобильным инвалидам передвигаться по всем комнатам.

    РГ: В нашей газете было опубликовано открытое письмо начальнику Московского метрополитена ("Двадцать ступенек между мной и Гаевым") - о том, что в переходах подземки не то что на инвалидной коляске не проехать, но даже для дорожной сумки на колесах нет рельсов. Пассажирам приходится волочить багаж по ступеням.

    Швецова: Метро, особенно станции глубокого пролегания, действительно малопригодно для колясочников. К тому же некоторые являются объектами культурного наследия, где не всякое вмешательство допустимо. Но работа ведется: не везде, но уже действуют системы оповещения инвалидов о прибытии поезда (звуковые и визуальные), устанавливаются пандусы на лестничных маршах. Не говоря про новые станции: они вводятся полностью приспособленными для инвалидов, включая лифты. Ну, а наземный общественный транспорт закупаем только низкопольный. Сегодня на 529 маршрутах курсируют 1794 удобных автобуса и 386 троллейбусов.

    Без машины - никуда

    РГ: Депутаты Мосгордумы предлагают установить городские выплаты по уходу за инвалидами старше 23 лет. До этого возраста их семьи получают из столичного бюджета пособие в 5 тысяч рублей, а после - нет. Продлят ли эти выплаты и когда?

    Швецова: Считаю, что депутаты правильно подняли этот вопрос. Инвалид, например, с диагнозом детский церебральный паралич, для семьи остается ребенком на всю жизнь. И в 23 года он не станет мобильнее - только тяжелее. А родители стареют - им уже трудно за ним ухаживать. Эти семьи нуждаются в помощи. Меры социальной поддержки должны сопровождать инвалидов на протяжении всей жизни, чтобы они не оказались отлученными от семьи.

    Сейчас пока подсчитываем, во что возможные выплаты могут обойтись городской казне.

    РГ: Родители детей с ДЦП волнуются, что со строительством в Москве нового реабилитационного центра для таких больных их отлучат от программы в венгерском институте имени Андраша Пете. Так ли?

    Швецова: Нет. И в Венгрию будем по-прежнему направлять детей (там уже прошли лечение около 500 москвичей). И в Москве готовим специалистов-кондуктологов для нового центра, где будут использованы разные методики, в том числе - и института имени Андраша Пете. Наш центр откроется осенью.

    Еще сдадим ко Дню города новую пристройку к замечательному интернату N 1 для слепых детишек, с новым общежитием. Представляете, каково каждый день возить ребенка из Бутово на северо-восток?

    По этому поводу у меня есть соображения. Следовало бы поправить 122-й федеральный закон, предоставив работающим инвалидам, а также семьям с детьми-инвалидами право на получение бесплатного автомобиля. Если дома ребенок, больной ДЦП, то семья порой оказывается перед выбором: либо отдавать в интернат, либо любить, вести по жизни, дать хорошее образование, возить в театры и вообще всячески развивать. Тогда им нужна машина, причем приспособленная для коляски, чтобы можно было возить ребенка повсюду.

    Есть машина - жизнь ребенка как-то устраивается, его из семьи не отдадут. Нет ее - родители (а чаще одна мама) могут сломаться и отдать в интернат. Хорошо, если на пятидневку, а бывает навсегда. А этим детям комфортно только дома, в своей семье. Поэтому город готов всячески поддерживать такие семьи, независимо от того, взрослый инвалид или маленький.

    Поделиться