На крыше Зимнего дворца в Петербурге реставрируют уникальные скульптуры

В Петербурге разработана концепция поэтапной реставрации скульптур Государственного Эрмитажа.

Чтобы подняться на крышу Зимнего дворца, надо долго идти подвалами. Те изобилуют низкими сводами, крутыми поворотами и большим количеством котов и кошек - прямых потомков четвероногих мяукающих, поселившихся здесь когда-то по указу Екатерины Второй.

Идите к Дионису

Не менее увлекательное зрелище и дворцовые чердаки, пробираться по которым к слуховому окошку нужно сильно нагнувшись, дабы не задеть лбом кованые стропила причудливых форм, не налететь на сохранившиеся с дедовских времен кирпичные печки-очаги, которые ставили тут для обогрева специальной кровельной команды, денно и нощно следившей за тем, чтобы крыша была в целости и сохранности. Как и украшающие ее величавые аллегорические фигуры, а также декоративные вазы.

Именно они - цель моего восхождения на крышу Зимнего. Их реставрация началась в 2004 году. Каждый год специалисты отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа берут в работу несколько фигур и ваз. В 2009-м их было отреставрировано 17. Вместе со старшим научным сотрудником отдела Майей Лебель пробираюсь по узким настилам к карнизу северной части фасада. Майя Николаевна, в отличие от меня, идет легко, шаг ее стремителен, несмотря на высоту (около 30 метров). Объясняет просто: привычка! Ведь поднимается сюда регулярно, следя за тем, как идут работы.

Я же опасливо цепляюсь за низкие перила настилов, стараясь смотреть, как учили, только вперед. Впереди (и далеко внизу) - Нева. И летящий над ней к Ростральным колоннам Дворцовый мост. И Петропавловка с парящим у облаков ангелом.

"Идите сюда, к Дионису". Майя Николаевна машет мне рукой из дощатого короба, сколоченного у самого края карниза. В нем для удобства реставраторов скрыта от ветра и дождя фигура трехметрового сына Зевса.

Вблизи выглядит он впечатляюще: настоящий атлет, красавец мужчина! Не сразу догадаешься, что изготовлен не из цельного пудостского камня, а из отдельных листов меди. Камень, из которого по эскизам Растрелли вырезаны были все фигуры на крыше Зимнего дворца, начал расслаиваться и крошиться еще в конце ХIХ века. Кусками падал он на мостовую. Питерский климат, увы, действовал на него губительно.

"Тяжело больны" коррозией

В 1890-х годах каменные скульптуры заменили на медные и пустотелые, укрепив изнутри специальным каркасом. Что тем не менее не избавило их от проблем. Ветер, часто резкий, порывистый, большая разница между дневными и ночными температурами, вибрация от проезжающего внизу транспорта, делали свое дело. Фундамент под изваяниями, примостившимися вдоль карниза по периметру всей крыши (почти 2 км), медленно, но верно разрушался. А в замкнутом пространстве медных листов, где влага испаряется плохо, началась коррозия. Первым страдал от нее каркас.

- В 1930-х годах из оснований медных скульптур убрали битый камень, который заполнял каждую по грудь, - рассказывает Лебель. - Видимо, те, кто когда-то заливал этот камень известковым раствором, полагали, что он удержит фигуры на крыше. Но под воздействием ветра и собственного веса они стали крениться. Ошибку, не желая, конечно, того, повторили в 1940-х годах, залив полости бетоном. Когда, исследуя статуи, мы вскрыли некоторые из них, удалили бетонную массу, то увидели, что нижние части каркаса были настолько изъедены коррозией, что удивление вызвало, как скульптура еще не рухнула при таком "тяжком заболевании".

Начинается реставрация обычно с замены нижней части "скелетов" у фигур и ваз, а также ремонта основания скульптур, для чего их поднимают вверх на железном тросе. С земли все они кажутся массивными, тяжелыми. На самом деле весят не более 150 кг. А поскольку сделаны из спаянных между собой листов меди, то, чтобы провести реставрацию, достаточно открепить эти листы по шву.

Богиня на "диспансеризации"

Как выглядит новый каркас, мне показала... Афродита. У богини красоты "диспансеризация" в день моего визита была в самом разгаре. Новые элементы из стали паял на ее "скелете" пожилой рабочий.

Всего за сезон - с мая по ноябрь - успевают отреставрировать около десятка скульптур. Новые каркасы обрабатывают, как сказала мне Майя Лебель, грунтовкой с преобразователем ржавчины. И только после этого наносят традиционный антикоррозийный слой свинцового сурика. Сама же пайка деталей проводится с применением современной пропановой горелки.

- А фигуры как потом, после ремонта, "сшиваете"? - интересуюсь у Майи Николаевны, указывая ей на вспоротую спину Афродиты с торчащими из нее ярко-красными стальными трубами. - Или это все так и останется, с набережной все равно незаметно?

Майя Николаевна кивает головой на уже отреставрированную вазу, стоящую рядом: "Хоть один шов видите на ней? Нет? Правильно. Добиться данного эффекта позволяют новые технологии". Реставратор высшей категории Лебель уверена, что лечение самыми современными методами гарантирует архитектурное здоровье фигур крыши Зимнего не менее чем на 30-50 лет.

Не один месяц она вместе с коллегами разрабатывала концепцию данных высотно-скульптурных работ. Обошла все стоящие, лежащие и полулежащие фигуры, заглянула каждой в самое сердце - пусть и медное, но такое живое! Иначе разве выстояли бы они целое столетие под ветрами и дождями, на виду у всего Петербурга, близ летящего совсем рядом, через Неву, ангела Петропавловки - символа и хранители Северной столицы!..

Одна только проблема: в нынешнем году начало реставрации следующих - "в очереди" - фигур задерживается. Позади май, июнь... Как бы не опоздать!

Кстати

При возведении крыш Зимнего дворца использовались кованые стропильные системы, изготовленные на российских предприятиях в XVIII веке. С начала 2000-х на всех крышах, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, по праздникам и на выходные выставляются пожарные посты. Они были организованы после того, как в новогоднюю ночь 2001 года кто-то из гуляющих запустил на Дворцовой площади петарду, та угодила в одну из отреставрированных скульптур "Колесницы Славы" на арке Главного штаба, где к тому времени еще не успели разобрать строительные леса, и скульптура загорелась. Посты ПВО располагались на крыше Эрмитажа и во время Великой Отечественной войны.

Фигуры на крыше Эрмитажа изготовлены частью методом ручной чеканки, частью - гальванопластическим методом. На форму из чугуна, цинка или бетона накладывались медные листы толщиной 0,8-1,5 мм и оббивались по поверхности формы резиновым молотком. Затем эти листы крепились на металлическом каркасе, соединялись заклепками и спаивались оловянно-свинцовым припоем. Такие скульптуры легче каменных или бронзовых, дешевле и более устойчивы к воздействиям окружающей среды.