В ГМИИ имени Пушкина открылась уникальная выставка греческих икон

Более 100 произведений греческого религиозного искусства, созданных за последние пятьсот лет, можно увидеть на выставке "Синаксис. Искусство Греции XV-XX веков. Иконы на дереве и на бумаге".

Она подготовлена музеем Бенаки, общественным фондом "Александрос С. Онасис" и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Название "Синаксис", что в переводе с греческого означает собрание христиан не на богослужении, но тем не менее в благочестивых целях, отсылает к одной из трех ключевых икон экспозиции "Собор архангелов" (XVIII в.).

В России выставка греческих икон выглядит прежде всего напоминанием об общности традиций двух стран, опирающихся на наследие Византии. В основе выставки - коллекция, собранная в 1930-1940-х годах Эмилиосом Велимезисом, большую часть которой после его смерти семья передала в Музей Бенаки.

В период между двумя мировыми войнами одной из любимейших тем у собирателей икон в Греции было влияние итальянской живописи на греческую иконопись. Велимезис не был исключением. Коллекция, привезенная в Москву, интересна как раз тем, что позволяет увидеть влияние живописи итальянского Возрождения на византийскую традицию.

Самым знаменитым выходцем с Крита, который славил опыт византийской иконописи и европейского Возрождения, был Эль Греко.

Как считают эксперты, из ранних греческих работ мастера сохранилось только четыре работы. Одна из них - икона "Страсти Христовы - Пьета с ангелами" (1566) - приехала в Москву. От греческой традиции - техника иконы, золотой фон, от итальянцев - композиция. Увидеть эту работу тем интереснее, что рядом - в основном здании ГМИИ им. Пушкина - на выставке из Будапешта "От Рафаэля до Гойи" есть более поздняя картина Эль Греко "Кающаяся Мария Магдалина", написанная по заказу испанцев. Так что у зрителей есть редкая возможность сравнить в Москве два произведения Эль Греко - одно из греческого музея Бенаки из Салоник, другое - из будапештского Музея изобразительных искусств.