На Одесском международном кинофестивале показали фильм братьев Вега "Октябрь"

Фильм "Октябрь" входил в этом году в программу "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале.

В конкурсную программу Одесского кинофестиваля  он попал потому, что заинтересовал его организаторов в Каннах и те вступили в переговоры с авторами картины. Фильм совсем свежий - датирован 2010 годом, хотя работа над ним велась более семи лет. Это - режиссерский дебют молодых братьев из Перу  Даниэля и Диего Вега. Они вдвоем и  приехали в Одессу представлять свою картину.

Нынешний перуанский кинематограф после потрясений в стране в 90-е годы прошлого столетия, только становится на ноги. За год в Перу сейчас  снимается пять-шесть  картин.   Без копродукции - совместного производства -  получить грант на финансирование картины практически невозможно. Вот почему среди производителей, помимо Перу, значатся Испания и Венесуэла. Когда братья Вега поведали об этом украинские и российские коллеги и журналисты прониклись к ним особенно.

Но даже если этого не знать, фильм сам по себе достаточно любопытен. И вовсе не тем, что открывает для нас кинематограф далекой страны, но тем, что говорит о вещах, понятных в любом государстве нашей планеты.

Наверное, правильнее было бы назвать этот фильм "Чудо". Но в СНГ картина с таким названием уже существует. Отвечая на вопрос обозревателя "РГ" Диего Вега сказал, что октябрь считается  в Перу месяцем чудес. 

Люди ждут октября, чтобы совершать всевозможные религиозные ритуалы, которым без малого уже 400 лет.  Перуанцы просят Бога Чудес послать им что-то невероятное. То же самое  происходит и  с героиней фильма. В ее глазах  нескончаемая вера, в ее поведении, манере общения, даже в ее походке  -  ожидание. Ее помыслы чисты и просты.  Одетая в фиолетовое - цвет одиночества - строгое платье  София может находиться в баре, полном пьющих мужчин, и ни один из них не посмеет обидеть ее.

В фильме показано, как чудо постепенно появляется  в реальном мире маленьких людей. Говорят, что люди не меняются на протяжении  всей жизни. Но, когда зритель видит, как  способен измениться, казалось бы, совсем безнадежный человек,  вера в необъяснимое передается и ему.

Клементе - ростовщик. Он - Гобсек и  Скупой рыцарь в одном лице. Он не позволяет в себе проявиться ни одному человеческому чувству. И даже за любовью ходит к проституткам - так обходится дешевле и никаких обязательств. Случается, что проститутки рожают от него детей.  Одна из них приносит ребенка - китайского вида девочку  - прямо в корзине в дом Клементе и исчезает. Что делать с подкидышем человеку, который умеет только брать вещи в залог и давать ссуды под 20 процентов?

София приходит к Клементе отдать в залог  кольцо и выручить немного денег. И не может уйти - ее словно приковывает к месту плач малышки. Ростовщик сразу видит свою выгоду и нанимает добрую женщину  ухаживать за ребенком.  Постепенно его пустая необжитая квартира, где даже плита не работает, а служит местом для хранения в духовке денег - своего рода сейф - начинает наполняться чувствами, событиями, и еще маленькой, но любовью…

Клементе того словно не замечает. Однажды в  присутствии очередного клиента он отвлекается, поднявшись к ребенку, и становится жертвой обмана. Фальшивка  достоинством в 200 солей  в  фильме своеобразный символ, доказывающий, что деньги - это всего лишь бумага, что они - ничто в сравнении с теплом и добром, которое могут дать люди.

София привечает в доме Клементе своего друга - пожилого бомжа. Его жена в коме лежит в больнице, а он страдает оттого, что не может забрать свою любимую и жить с ней под одной крышей. Стоит ли говорить, что и дедушка-бомж и его любимая старушка тоже оказываются  в квартире у Клементе. Все эти не родные друг другу люди становятся  одной семьей, где есть три разных поколения. София и Клементе удивительно подходят друг к другу… Но он выгоняет ее. Внезапно изменившийся  Гобсек - это было бы неправдой. Вот почему в картине любой хэппи энд выглядел бы фальшивым. Но зритель чувствует, как в холодном  ростовщике что-то  сдвинулось с места.  И видит, как снова настойчиво молится София Богу Чудес месяца октября. И верит... Во что хочет, в то и верит. Что смешная, но любимая бабушка - подруга бомжа выйдет из комы, что Клементе научится любить. Или что похожая на китаянку девочка вырастет и станет обо всех них заботиться. Но как будет на самом деле -  знает лишь октябрь.

прямая речь

Диего Вега, режиссер:

-  Работу над фильмом  мы с братом делим так. Я - по образованию сценарист, после словесных обсуждений, сажусь и все записываю. Дальше начинается длительный процесс поиска финансирования, к которому уже подключается брат. Причем на той стадии, когда я уже впадаю в пессимизм. На съемочной площадке я контролирую  оператора, а Даниэль работает с актерами. Мы особо не ссоримся - все ссоры исчерпали до того, как нам исполнилось 15 лет.

Даниэль Вега, режиссер:

- Меня спрашивали по поводу того, что в Одессу на фестиваль привозят только фильмы, где есть чувство юмора. Когда мы монтировали эту картину, смеялся я один. Но на премьере в Каннах зрители тоже смеялись, и я понял, что не единственный сумасшедший. Наш фильм - это драма, но юмористические нотки в ней присутствуют.