Еще никогда американские спецслужбы не захватывали российского гражданина на территории третьей страны, чтобы тайно вывезти в США.
Еще никогда столь серьезно не была нарушена Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Так российские дипломаты комментируют задержание в Либерии пилота Константина Ярошенко.
Россиянин спокойно отдыхал в номере гостиницы, готовясь на следующий день встретиться с потенциальными заказчиками, которым требовался пилот для перевозки грузов. Неожиданно к нему ворвались, сломав двери, представители американских спецслужб. Они схватили Константина, раздели и привязали к неустойчивому стулу на трех ножках.
Российский пилот не понимал, что происходит. Прокралась мысль, что это какие-то бандиты. Но действовали они подозрительно отлаженно. Американцы надели на ноги Константину кандалы и дали понять, что не дадут ему ни воды, ни еды, ни возможности встать с разваливающейся табуретки, пока тот не подпишет бумаги.
После двух суток пыток пилот поддался, поставил свою подпись под текстом, которого даже не мог прочесть. Американцы спрятали бумагу в надежное место и связанного по рукам и ногам заложника доставили на борт самолета. Только после долгого перелета Константин узнал, что находится в США и скоро будет помещен в тюрьму, расположенную на Манхэттене.
Все четыре дня пилот не имел возможности позвонить ни адвокату, ни родным, ни российским властям. У него отобрали все документы. Как сообщают американские СМИ, Константину зачитали обвинительный акт, согласно которому он и еще восемь человек подозреваются в незаконных поставках наркотиков на американскую территорию.
В документе говорится, что обвиняемые пытались организовать через представителей правительства африканской страны поставки трех партий наркотика: 4 тысяч килограммов, 1,5 тысячи килограммов и 500 килограммов кокаина. Правоохранительные органы США утверждают, что из Либерии наркотик должен был попасть в Гану, а оттуда коммерческим рейсом переправлен в США. Спецслужбы отслеживали встречи предполагаемых преступников с либерийскими поставщиками и прослушивали телефонные разговоры наркоторговцев. В итоге ни одна из трех партий не была доставлена на место назначения. В ходе расследования выяснилось, что кокаин через Либерию обвиняемые распространяли с 2007 года. "За это время они неоднократно пытались подкупить либерийских чиновников", - сообщается в обвинительном заключении.
Супруга Ярошенко Виктория узнала о том, что ее муж сидит в американской тюрьме по подозрению в поставках наркотиков, по телефону от американцев. Ей также сообщили, что Константину грозит пожизненный тюремный срок. Она тут же оповестила об этом российские власти и собирается продать квартиру и автомобиль для того, чтобы собрать деньги на адвоката.
МИД России направил американским коллегам ноту протеста. Посольство России в Вашингтоне заявило госдепу США, что российская сторона не была вовремя проинформирована о задержании своего гражданина. Генконсул России в Нью-Йорке Андрей Юшманов пояснил: американские власти должны были уведомить об аресте российского летчика согласно Венской конвенции по консульским сношениям и двусторонней консульской конвенции.
Наши дипломаты взяли под контроль все вопросы, связанные с дальнейшей судьбой Константина. С ним они виделись уже шесть раз и обещали ему подыскать другого адвоката взамен американского.
Виктория Ярошенко, супруга Константина Ярошенко:
- В 1991 году Константин окончил Краснокутское летное училище в Саратовской области, и через год мы поженились. С 1998 года он по разовым контрактам занимался пассажирскими и грузовыми авиаперевозками в странах Африки, где используются самолеты Ан-32, на управление которыми у Кости есть лицензия.
В Либерию на переговоры по новому контракту он прилетел 18 мая. Это была его первая поездка в эту страну. Домой он собирался вернуться 29 мая, но 28 мая был арестован. Денег домой из Монровии муж не посылал, напротив, просил прислать ему - не хватало на обратный путь.
Домой до задержания в гостинице звонил каждый день, рассказывал, что переговоры прошли неудачно и что он собирается возвращаться. Сейчас, в заключении, тоже старается звонить почаще. Удается поговорить по минутке в день. Рассказывает о тяжелых условиях, о сильном психологическом давлении: просил таблетку от головной боли, но в ответ ему предложили "подлечиться" в отделении для буйных заключенных.
Здоровье Кости, подорванное перенесенной ранее африканской малярией, в камере сильно ухудшилось - болят печень и желудок - а после нескольких суток в специальных тяжелых наручниках сильно опухли руки и ноги.
Адвокат, который сейчас занимается его делом в Нью-Йорке, был предложен Константину в рамках бесплатного обеспечения задержанных юридической помощью. Качеством его работы мы недовольны и будем искать другого. Продадим квартиру и машину, чтобы оплатить услуги хорошего юриста. На это понадобится более 100 тысяч долларов.