20.07.2010 23:15
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: "Славянский базар" концентрированно вбирает все проблемы постсоветского шоу-бизнеса

    ХIХ Международному фестивалю искусств "Славянский базар в Витебске" не повезло изначально. Даже Александр Григорьевич Лукашенко, президент Республики Беларусь, торопился в Киев на юбилей Виктора Федоровича Януковича, президента Украины, которому отмечали 60-летие не только неформальным саммитом глав СНГ, но и не менее неформальным фестивалем мастеров искусств под руководством и при участии Игоря Крутого. Понятно, что Александр Григорьевич не мог пропустить открытия "Славянского базара", своего любимого детища, которым он искренне гордится и которое всякий раз демонстрирует не просто единение, но и настоящую горячую любовь власти и народа. Здесь его ждут как подлинную мегазвезду - и он не обманывает свою аудиторию. Но на этот раз, сорвав овацию зала не только продуманной речью, но и награждением других любимцев публики различными наградами, Александр Григорьевич вынужден был проститься с аудиторией, честно признавшись, что в Крыму его поздравлений заждался украинский коллега. Безусловно, это сразу снизило накал фестивальных страстей, так как все выступавшие на замечательной витебской открытой эстраде, одной из лучших в Европе благодаря природному стечению обстоятельств и первоклассному оснащению, подаренному президентом Беларуси, привыкли петь и танцевать не только для благодарного белорусского народа, но и для его первого зрителя.

    Не случайно Николай Басков, еще один заслуженный любимец Витебска, по обыкновению зашагавший через амфитеатр к правительственной ложе с охапками цветов, подаренных ему поклонницами, сразу сказал, что ему известно "об отъезде Батьки", но что петь он, несмотря на это, все-таки будет. Победительный Басков, которого выручает не только голос, но и самоирония, позволяющая ему вполне удачно задирать окружающих, в том числе и Таисию Повалий, все равно успел перецеловать оставшихся в зале особо важных персон, вызвав восторг всех участников процесса. Похоже, он тоже отбывал куда-то в ночь вместе с Оксаной Федоровой, но, думаю, не это огорчало Таисию Повалий, а то, что она, безусловно, прекрасная украинская певица, должна оставаться в Витебске и в качестве ведущей гала-концерта, и в качестве председателя жюри конкурса молодых исполнителей, когда все уже давно в Крыму.

    Поверьте, характер этих заметок вовсе не связан с тем, что меня не поцеловал Басков и что три с половиной часа мне не довелось провести в одном зале с президентом Беларуси. Я давно люблю Витебск, "Славянский базар", моих белорусских, российских и украинских товарищей, которые каждый год ломают голову над тем, чем же еще удивить и жителей Витебска, и тех, кто специально берет отпуск, чтобы приехать сюда в эти фестивальные дни. И горжусь тем, что в середине 90-х принимал участие в дискуссиях, в конечном счете определивших судьбу "Славянского базара", когда его хотели разлучить с Витебском. (Не случайно он называется теперь "Славянский базар в Витебске", так как название "Славянский базар" так и осталось, как мне кажется, у какой-то коммерческой фирмы.) К счастью, общими усилиями нам удалось превратить талантливую частную затею в настоящий фестиваль искусств трех славянских стран и народов. Фестиваль - открытый "городу и миру", в самом названии соединяющий славянское и тюркское слово. Он был очень нужен всем нам - и не только для того, чтобы заполнить Витебский открытый амфитеатр, опустевший после того, как наши соседи больше не захотели проводить фестиваль польской песни в Советском Союзе, равно как и фестиваль советской песни в Зеленой Гуре. Понятно, фестивальные команды искали работу, но это счастливейшим образом совпало с тем, что артисты эстрады некогда огромной и многоязычной страны (тогда они еще не знали, что их надо называть звездами) не понимали, как они будут жить друг без друга. Уже не было партийно-правительственных концертов, но еще не начались корпоративные вечеринки. Распадались могущественные государственные концертные организации, организующие всесоюзные и зарубежные гастроли, на их место приходили предприимчивые частники, но с опытом работы по советским законам. Не стало ни "правых", ни "левых" концертов, зато телевидение и радио уверенно заявили о своем всемогуществе в деле раскрутки и "закрутки" любых исполнителей. Преследующий свои коммерческие интересы, которые вполне уживались с интересами идеологическими и даже государственными, "Славянский базар" был вполне дружеским делом. И эта атмосфера эстрадного товарищества, быть может, порой и не вполне искреннего, многое определила в его судьбе.

    Тем, кому трудно в это поверить, советую посмотреть запись 1995 года, когда Алла Пугачева в Витебске пела в честь празднующих свой юбилей "Песняров" "Березовый сок" Баснера и Матусовского. Это телевизионное воспоминание устроители нынешнего открытия включили в ткань гала-концерта, и оно стало душевной кульминацией праздника. И дело не только в том, что Пугачева пела с редкой проникновенностью, может быть, благодаря тому, что пела "с листа", заменяя вокальный изыск человеческой душевностью, но и в том, с какой нежностью и любовью на нее смотрел Владимир Мулявин. Было видно, что он готов вступить, запеть вместе с ней, но ему, похоже, хотелось длить свой зрительский восторг и умиление. Сегодня, когда на пространстве СНГ праздничные концерты, что называется, поставлены на поток, такое случается крайне редко.

    Искренность интонации, живая сиюминутная импровизационность сохранились в программе фестиваля, но прежде всего в сопутствующих эстрадным шоу выступлениях драматических и филармонических артистов, в замечательных детских конкурсах, в ночных сольных концертах тех, увы, уже редких мастеров эстрады, которые еще помнят, "как это делается всерьез". (В нынешней программе это были прежде всего концерты Светланы Крючковой, Ларисы Долиной и Раймонда Паулса.)

    "Славянский базар" концентрированно вбирает все проблемы постсоветского современного шоу-бизнеса, когда все делается по известным и много раз опробованным лекалам. Когда все подчинено жесткости телевизионной сетки и цене экранного времени, определяемых требованиями рекламодателей. Так выстраивают почти все концерты, даже если их потом и не показывают по телевидению. Профессию конферансье сменила профессия телеведущего, который выходит на подмостки с обязательной папочкой в руках, - и не для того, чтобы не сказать лишнего, а для того, чтобы не забыть необходимого. И дело даже не в наборе артистов, он бывает лучше или хуже, - просто они становятся элементами всем известного конструктора, своего рода "Теле-Лего", от которых требуют лишь самого факта их существования в нужном месте и в нужное время. Похоже, они могут уже не петь и даже не говорить - за них все сделают звукорежиссеры и операторы.

    Через год "Славянский базар в Витебске" будет отмечать свое 20-летие. Вместе с 20-летием СНГ. Может быть, стоит уже сейчас начать разговор о том, каким будет юбилейный фестиваль искусств в Витебске. Что ждет (или не ждет) нашу постсоветскую эстраду. Думаю, что об этом стоит подумать всерьез. Ведь как поем, так и живем. Впрочем, в последнем предложении можно поменять порядок слов.

    Поделиться