На пресс-конференции в Москве начальник столичной подземки Дмитрий Гаев назвал абсурдным иск общества охраны прав потребителей, поданный к метрополитену за несоблюдение санитарных правил и превышение температурной нормы на ряде станций.
Дмитрий Гаев напомнил, что согласно нормам, температура воздуха в метро рассчитывается исходя из среднесуточной температуры уличного воздуха в средней полосе России. Летом этот показатель составляет +22,6 градуса. Температура воздуха в подземке в летний период не должна превышать +28 градусов, то есть она может быть выше средних показателей уличного воздуха на шесть градусов. Исходя из этих параметров при строительстве метрополитена 75 лет назад и была сконструирована система принудительной незамкнутой вентиляции.
- Такая система гоняет не тот воздух, который уже есть в метро, а забирая его снаружи три раза в час, - пояснил Гаев. - В итоге ежечасно перерабатывается более 55 миллионов кубометров уличного воздуха. Естественно, забирая горячий воздух с улицы, мы повышаем температуру в подземке. Если воздух забирать реже, что мы сейчас на некоторых станциях и делаем, чтобы понизить температуру на платформе, то пассажирам становится душно.
Также на температуру воздуха влияют не только внешние климатические нормы, но и возраст станций, глубина и гидрологические условия. Чем суше грунт - тем жарче, именно поэтому сейчас наиболее горячие станции находятся на Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Сокольнической, Замоскворецкой линиях подземки. Там, где грунты обводнены и где вода отводит избыточное тепло, - холоднее. Такие станции - на Калининской, Арбатско-Покровской и Каховской ветках.
- Поэтому предъявлять нам иск - все равно, что жаловаться на солнце или погоду, - заявил Гаев. - Ведь конструктивно изменить в считанные дни систему вентиляции метрополитена невозможно. Заранее никто о подобной погоде не предупреждал, а Москва не Триполи, здесь лето обычно бывает прохладным и дождливым. Такая погода, как стоит сейчас, бывает раз в 120 лет.
По словам Гаева, оснащать систему метрополитена охлаждающими установками и в дальнейшем нецелесообразно, поскольку сами станции охлаждает поток воздуха из тоннелей при движении поездов.
- Мы пошли по другому пути. Не надо вкладывать миллиарды в оснащение станций системами кондиционирования, а также просить о дополнительных территориях для размещения этих систем, дополнительных денег для ухода за этими системами. Нужно оснащать устройствами дополнительного вентилирования или климат-контроля подвижные составы, где пассажиры проводят значительно больше времени, находясь в метро. Сейчас подобными системами оснащено порядка 20 процентов подвижного состава, в ближайшие 5-6 лет будут модернизированы или заменены на новые, более прохладные, все вагоны подземки.