Впервые Россия смогла продать за границу своих гражданских авиалайнеров на сумму в несколько миллиардов долларов. Правда, эти самолеты еще предстоит построить, а МС-21 еще и спроектировать.
Выставочная площадка в пригороде британской столицы считается одной из самых престижных в авиационном мире. Невзирая ни на какие кризисы, нынешний салон стал едва ли не рекордным по числу участников, посетителей, показанных новинок и заключенных контрактах.
От Соединенных Штатов прилетал Боинг-787, именуемый "Лайнером мечты". Это первый трансатлантический полет новейшего и во многом революционного пассажирского самолета, вполне оправдывающего свое название. Европу представлял крупнейший в мире пассажирский аэробус А-380. И американцы, и европейцы в первые же дни салона заявили о новых контрактах на продажу этих самолетов. Сумма сделок оценивается в десятки миллиардов долларов. Но это больше для рекламного эффекта. Поставки лайнеров заказчикам постоянно задерживаются, соответственно, суммы выплат размазываются по годам, а то и по десятилетиям. Тем не менее, давно стало ясно, что основные деньги на авиационном рынке крутятся не в военном, а в гражданском сегменте.
Наша страна традиционно уделяла основное внимание продаже боевых самолетов. Может быть, потому, что в гражданском секторе нам просто нечего было предложить. "Фарнборо-2010" показал, что ситуация изменилась. Россия буквально атаковала рынок гражданских самолетов. Причем мы пошли по общемировому пути, и стали продавать самолеты, находящиеся еще в стадии проектирования или, в лучшем случае, в стадии летных испытаний.
Пионером здесь стал "СухойСуперДжет-100". Первые заказы на этот самолет появились еще тогда, когда лайнер существовал лишь в цифровых чертежах на компьютерах его проектировщиков. На салоне в Фарнборо было подписано очередное соглашение на сумму в 900 миллионов долларов по продаже тридцати "СуперДжетов" одной из лизинговых компаний. Всего же отечественные и иностранные заказчики, как уверяют в "Гражданских Самолетах Сухого", изъявили желание купить в общей сложности около ста пятидесяти лайнеров "СухойСуперДжет-100".
Настоящей сенсацией салона стал контракт, заключенный корпорацией "Иркут", на поставку пятидесяти перспективных самолетов МС-21 в Малайзию. Это самый крупный в истории современной России разовый заказ на пассажирские самолеты. Сумма контракта - около трех миллиардов долларов.
Контрактом предусмотрена поставка с 2016-го года 25 самолетов МС-21-200 и двадцати пяти МС-21-300. Стороны также зафиксировали свое намерение развивать индустриальное и технологическое сотрудничество в рамках реализации подписанного контракта.
Присутствовавший на церемонии подписания контракта Министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди заявил: "Как свидетельствует наш многолетний опыт сотрудничества, корпорация "Иркут" - это надежный партнер. Малайзия полностью удовлетворена ходом программы поставок истребителя Су-30МКМ. Самолет показывает себя исключительно хорошо". Министр обороны также выразил удовлетворение развитием сотрудничества в сфере высоких технологий.
Со своей стороны, президент Корпорации "Иркут" Олег Демченко выразил глубокое удовлетворение тем, что именно малайзийская компания стала стартовым заказчиком самолета МС-21.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров заявил в Фарнборо: "МС-21 - приоритетный проект ОАК в гражданской авиации, которому оказывает всемерную поддержку Правительство России". Алексей Федоров также подчеркнул, что ОАК и корпорация "Иркут" будут активно развивать взаимовыгодное партнерство с малайзийскими компаниями, которые демонстрируют впечатляющие успехи в области высоких технологий.
Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Первый полет самолета МС-21 планируется на 2014 год. Сертификацию по российским нормам предполагается завершить в 2015 году, по международным - в 2016-м, и сразу начать поставки самолета заказчикам.
Российский МС-21 создается в широкой международной кооперации. В частности, двигатели на нем будут PW1400, которые компания Пратт-Уитни специально разработала для этого самолета.
В Фарнборо прошли переговоры, касающиеся и этого двигателя и еще ряда других, которые могут быть установлены на перспективных российских самолетах и вертолетах.
Интересный контракт заключил "Рособоронэкспорт" с итальянской компанией "Авио" на продолжение инновационных исследований двойного назначения высоконагруженных турбин авиадвигателей. В программе задействованы ведущие российские предприятия и научные центры. А сам контракт свидетельствует о растущем расширении сфер деятельности "Рособоронэкспорта". Помимо традиционного экспорта-импорта вооружений эта госпредприятие все больше внимания уделяет продвижению на российский рынок самых современных технологий.
Еще один контракт, связанный с экспортом российских летательных аппаратов, представители "Рособоронэкспорта" заключили в период работы авиасалона, но очень далеко от Фарнборо. В столице Перу Лиме было подписано в Лиме соглашение о поставках перуанской армии шести многоцелевых вертолетов Ми-171Ш и двух боевых Ми-35П.
Уникальность этого контракта в том, что он был озвучен, полностью согласован и подписан в течение полутора месяцев. Срок поистине рекордный для отечественных торговцев оружием и военной техникой. Директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин назвал его "в прямом смысле молниеносным" и выразил надежду, что военно-техническое сотрудничество с Перу уже в ближайшее время значительно расширится. Если учесть, что обычно подобные контракты "утрясаются" годами, то можно сказать, в деятельности предприятия, возглавляемого Анатолием Исайкиным, произошли позитивные и прямо-таки революционные перемены.
Вертолетная техника, полученная из России, как сообщили в минобороны Перу, будет дислоцирована на юго-востоке страны для наиболее эффективного использования ее в борьбе с торговцами наркотиками. Одновременно с перуанским контрактом, но уже в Фарнборо, было объявлено о передаче четырех вертолетов Ка-32Ф11ВС одной из российских лизинговых компаний.
Буквально в последний день салона торговцы российской военной техникой словно спохватились и заявили, что своих позиций на рынке не теряют. "Рособоронэкпорт" объявил о том, что в ближайшем будущем будет реализовано два контракта на поставку во Вьетнам тяжелых истребителей Су-30МК2, а Бразилия рассматривает вопрос о дополнительной закупке боевых вертолетов Ми-35М. Ранее военные этой страны уже приобрели 12 вертолетов этого типа и, судя по всему, он им понравился своими летными и тактико-техническими характеристиками.