Кинорежиссер Йос Стеллинг: Русская публика очень жадная к фильмам

На первом Одесском международном кинофестивале ожидали большое количество зарубежных кинозвезд. И, если с самого начала не очень-то и верилось газетным "уткам" про приезд Джонни Деппа и Сильвестра Сталлоне (хотя у последнего и есть украинские корни), то визит Жерара Депардье сомнению не подвергался.

Увы, Депардье сломал накануне приезда ногу. Зато председатель жюри ОМКФ - знаменитый режиссер из Нидерландов Йос Стеллинг - в Одессу прибыл. Мастер-класс на Одесской киностудии при переполненном зале провел, свои фильмы привез и дал интервью обозревателю "Российской газеты".

Российская газета : Ваш мастер-класс окончился своеобразно. Вам задали вопрос, после которого погас свет и работать дальше стало невозможно. Напомню вопрос: вы - признанный мастер эротических сцен. На кинофестивале сейчас множество фильмов, где такие сцены сделаны плохо и неискренне. Что вы думаете по этому поводу?

Йос Стеллинг : Эротика не искусство, а основа жизни. Следует понимать, что эротика - это магнетическое притяжение между людьми. Это - расстояние, это - желание. 90 процентов искусства на самом деле об эротике. Однако зрителя интересуют не персонажи, а пространство, возникающее между ними. Мнение, что публику интересуют герои, ошибочно. Возьмите, к примеру, Дональда Дака. Вы же не можете его представить без нижнего белья. Когда он выходит на улицу сам, вам это неинтересно. А вот когда его начинает кто-то преследовать или искать, вас захватывает. Главный вопрос - во взаимодействии между героями в пространстве и то, как оно заполняется.

Многие люди полагают, что звезды - это центр фильма, потому что они люди, на которых смотрит вся аудитория. Но я думаю, что это не так. Я глубоко убежден, что главное, ради чего человек смотрит фильм, - это ситуация.

РГ : Почему вы приезжаете в Россию, на Украину? Что вас здесь привлекает, в том числе и в нашем кино?

Стеллинг : В первую очередь мне нравится русская публика. Она очень жадная к фильмам в хорошем смысле слова. Когда фильм начинается, русские сидят на стуле, и даже их позы говорят о том, что они хотят смотреть кино. Тогда как голландцы, например, разваливаются в креслах с выражением на лице, мол, чем ты еще можешь нас удивить. И режиссер очень старается угодить публике.

Я был в Санкт-Петербурге в музее, где выставлены иконы. Я смотрел на них и не понимал, что люди в них находят. Они однообразны, неподвижны, я не могу найти в них красоты. И сотрудник музея объяснил мне, что эмоции - не в иконах, а в людях, которые на них смотрят.

Также мне нравится в русских и украинских людях то, что они имеют опыт в интерпретации фильмов. И для меня как для режиссера это фантастика.

РГ : Почему вы согласились приехать на первый Одесский кинофестиваль как председатель жюри?

Стеллинг : Я был в Одессе полтора года назад на съемках фильма "Душка". Но была зима, и мне советовали приехать сюда летом. Вот я и вернулся - как раз удачно случился перерыв между съемками. Это одна из причин. Вторая - когда я говорил, что еду в Одессу, мне все завидовали, но никто не знал, где же эта Одесса находится. Так что теперь я рад, что для меня Одесса - конкретное место на земле. Этот город - своеобразный символ украинско-русской культуры. Святое место для кинематографа. Это прекрасная площадка для проведения фестиваля, и здесь есть много возможностей для дальнейшего его развития, для того чтобы сюда приезжали гости с Запада.

Осенью я приеду в Москву представлять свою новую картину "Душка".

РГ : В ней снимался Сергей Маковецкий...

Стеллинг : Во время съемок фильма "Душка" мы стали с Маковецким друзьями. Во время съемок я предоставил ему пространство для импровизации, и он этой возможностью воспользовался. Некоторые детали я увидел спустя определенное время. Буквально несколько месяцев назад я открыл для себя, как он стучится в фильме в дверь, как необычно двигает при этом руками. Это была очень смешная деталь. Точно также Маковецкий передавал мне опыт - он снялся в 55 или в 56 фильмах, а я сделал всего 12. Я бы очень хотел поработать с ним снова.

Я готовлюсь к съемкам нового фильма, которые начнутся в следующем году. Местом для съемок выбрали Восточную Германию. Фильм - история любви XIX века. В ней играют русские актеры, в частности Сергей Маковецкий. Название "Девушка и смерть". Но в фильме нет девушки и нет смерти, а есть то, что может быть где-то посредине между ними.

Справка "РГ"

Голландский режиссер и сценарист Йос Стеллинг родился 16 июля 1945 года в Утрехте (Голландия). Получил художественное образование. Как кинорежиссер дебютировал в 1974 году фильмом "Марикен из Неймегена". Самой значительной работой Стеллинга 1970-х годов считается картина "Рембрандт, создано в 1669 году" (1977), удостоенная призов на фестивалях в Корке и Асала. В 1980-х годах большую известность получили его ленты "Притворщик" (1981), "Иллюзионист" (1983), "Стрелочник" (1986). Последний фильм наряду с созданным в 1995 году "Летучим голландцем" мировая критика включила в сотню лучших кинокартин столетия.