Синоптики дали очередной неутешительный для жителей центральных районов России прогноз: жара в ближайшие дни сохранится. Пить хочется, купаться хочется, под душ залезть хочется. А хватит ли на все это воды?
Сегодня из-за отсутствия дождей вода из крана уже бежит тонкой струйкой. Особенно вечером на последних этажах в многоэтажках и в домах, подключенных к концу водопровода. Подобная ситуация сейчас в Самаре, Саратове, Воронеже, городах Башкирии, где из-за жары уровень воды в реках и подземных источниках упал.
Несмотря на маловодье, запасов воды в источниках водоснабжения для обеспечения питьевых и других нужд населения вполне достаточно, утверждает в интервью "РГ" руководитель Росводресурсов Марина Селиверстова.
Российская газета: Марина Валерьевна, неужели у нас действительно нет никаких проблем с водоснабжением? Вести из регионов говорят об обратном.
Марина Селиверстова: Вот данные из последней сводки: из-за жары и отсутствия дождей на Средней и Нижней Волге, на Дону, реках Южного Урала и Зауралья уровень воды сегодня находится на крайне низких отметках. На некоторых малых реках почти прекратился естественный сток, пересыхают ручьи и родники. Наполняемость рек Белой, Оки, притоков Дона сейчас самая низкая за всю историю наблюдений (это более ста лет). Уровни воды на 0,5-1,3 метра ниже среднемноголетних значений.
Водность зарегулированных рек сейчас поддерживается только за счет воды, накопленной в водохранилищах в течение весеннего половодья. К началу июня в связи с необходимостью весеннего попуска в интересах сельского и рыбного хозяйства в низовьях Волги и низкой водностью было значительно сработано Волгоградское водохранилище (на 2 метра ниже нормального уровня), что создало некоторые проблемы для судоходства и полива садовых участков и сельхозугодий в Волгоградской и особенно Саратовской областях. Установленные Росводресурсами режимы работы каскада позволили восстановить уровень Волгоградского водохранилища до среднемноголетних отметок.
Накопленные запасы в Нижнекамском, Куйбышевском, Саратовском и Волгоградском водохранилищах составляют почти 34 миллиарда кубометров воды, в то время как суммарная потребность воды в регионах, которые снабжаются из этих источников и где сейчас стоят самые высокие среднесуточные температуры - Татарстане, Ульяновской, Самарской, Волгоградской, Саратовской и Астраханской областях, - составляет всего лишь 1,9 миллиарда кубометров воды. То есть вода в водных объектах есть и с запасом. Перебои с водой могут быть лишь там, где уровни воды в водных объектах из-за малого притока продолжают снижаться, а водозаборы к этому не приспособлены.
При этом следует отметить, что приоритет, согласно действующему законодательству, отдается водоснабжению именно жителей, а также предприятиям энергетики, потребности которых в жару также сильно возросли.
РГ: Если засуха сохранится, может дойти до того, что жителям также ограничат подачу воды?
Селиверстова: О наступлении засухи метеорологи предупреждали заранее. Наше агентство разослало водоканалам и муниципальным властям в регионы письма с рекомендациями провести подготовительные работы: заглубить насосы, чтобы, когда начнется обмеление, водозаборы не хватали воздух. В большинстве случаев эти задачи были оперативно решены. Там, где население испытывает локальный дефицит воды, скорее всего, местные власти и водопользователи плохо подготовили водопроводные системы к работе в условиях маловодья.
РГ: У нас многие населенные пункты, например в Подмосковье, снабжаются подземной водой. В связи с засухой, можно ли переключить воду с подземных источников на поверхностные?
Селиверстова: У нас в стране, к сожалению, таких примеров, когда системы водоснабжения созданы под использование как подземных, так и поверхностных вод, мало. Так что в один момент это сделать вряд ли удастся. Нужно строить новые водозаборные системы, их сегодня явно не хватает.
Та же ситуация и в сельском хозяйстве, которое больше других страдает от засухи. Порядка 80 процентов мелиоративных систем в нашей стране либо находятся в ненадлежащем состоянии, либо просто не эксплуатируются. Там же, где они функционируют и проблем с поливом нет, уже второй урожай снимают. Но такие примеры единичны. На сегодня вопросы мелиорации отнесены к деятельности Минсельхоза России, и это одно из перспективных направлений его деятельности. Мы вступили в период маловодья, и чтобы в будущем обеспечивать стабильные урожаи, нужно поддерживать мелиоративные системы в рабочем состоянии.
РГ: Вы сказали, что сейчас идет период маловодья. Сколько он может продлиться?
Селиверстова: Все природные явления имеют цикличность. Похожая ситуация была в 70-е годы прошлого столетия, когда жаркий засушливый период длился более десяти лет. Тогда на Волге уровни воды падали настолько, что возникали проблемы с судоходством, менялось качество воды. Нынешний маловодный период начался пять лет назад, и сколько он продлится, прогнозировать трудно. Задача состоит в том, чтобы более эффективно использовать водохранилища для регулирования речного стока.
Например, Волжско-Камский каскад начали вводить в эксплуатацию более семидесяти лет назад. Управление им регламентируется правилами использования водных ресурсов водохранилищ. Этот документ учитывает разные сценарии притока воды. Однако климатическая ситуация в России меняется, поэтому нужно учитывать все новые и новые факторы. Росводресурсы в прошлом году приступили к работе по актуализации правил использования водохранилищ. Эту работу планируется завершить до 2015 года.
РГ: Существует ли потребность в новых водохранилищах?
Селиверстова: Говорить о том, что нам нужно наращивать мощность только водохранилищ, неправильно. На сегодня их достаточно. Чтобы преодолевать последствия маловодья, нужно более активно развивать всю гидротехническую инфраструктуру, в том числе системы водоснабжения.
Для улучшения водохозяйственной обстановки в бассейне Волги принято решение о разработке проектной документации по достройке Чебоксарского водохранилища, которое сейчас работает на пониженных отметках, то есть не является аккумулирующей емкостью. С завершением строительства этого водохранилища полезная емкость Волжско-Камского каскада повысится примерно на 10 процентов.
РГ: Как вы относитесь к идее "развернуть" реки, чтобы подавать воду в засушливые страны? Не придется ли нам прибегать к этому методу?
Селиверстова: Никаких предпосылок, чтобы у нас закончилась вода, нет. Надо понимать, что "переброска" стока рек - это очень сложный технический процесс, связанный с высокими рисками. Неудачный опыт с Аралом уже есть, там тоже была попытка использовать часть стока сибирских рек. К тому же этот проект еще и экономически нецелесообразен. Воду придется заключить в трубу или канал протяженностью несколько тысяч километров, практически канализовать часть стока. При этом водовод не везде пойдет по гладкой равнине, на пути будут затяжные подъемы, водоразделы, на которые воду придется поднимать с помощью насосов. То есть технически такой процесс возможен, но мы получим продукт, стоимость которого будет сопоставима со стоимостью нефти.
Справка "РГ"
Если краны пересохли, власти обязаны обеспечивать людей водой бесплатно. В среднем - 200 литров на человека в сутки. Если людям нужна вода сверх этой нормы, то за нее придется заплатить по тем же тарифам, что за воду из крана. Так, в Наримановском районе Астраханской области люди, которым бесплатной воды не хватает, сверхнормативную воду покупают по 1,5 копейки за литр (15,14 рубля за кубометр). В городе Котово Волгоградской области цена воды - 2 копейки за литр (19,97 рубля за кубометр), в поселке Городище Волгоградской области - 1,7 копейки (17,11 рубля за кубометр), в Ульяновске - 1,5 копейки (15,2 рубля за кубометр), в Саратове - 1,9 копейки (18,6 рубля за кубометр).
По экспертным оценкам, до 40 процентов воды "теряется" в трубах, так и не успев добраться до потребителей. Виной тому ветхие коммуникации, а не только засуха. "РГ" обратилась к главе минрегиона Виктору Басаргину, а именно его ведомству подчиняется отечественное ЖКХ, с вопросом, что делается коммунальщиками в тех населенных пунктах, где есть перебои в водоснабжении. Министр дал понять, что проблема не оставлена без внимания.
По его словам, в Воронежской, Самарской, Саратовской, Ростовской областях, там, где сегодня градус зашкаливает, разработаны целые программы по водоснабжению населения. "Мы эту ситуацию выправляем, повышаем надежность коммуникаций, ищем альтернативные источники водоснабжения", - сообщил Виктор Басаргин.