Венчурный капитал - понятие для России, если сравнивать с иностранным опытом, довольно новое, а тема с учетом задач по модернизации и технологическому обновлению экономики важная. Но по-прежнему трудная, признал вчера президент Дмитрий Медведев, открывая заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Развитие венчурных инвестиций в нашей стране началось в конце 90-х годов. Первопроходцами стали иностранные компании. Позже к этой работе подключилось и государство. Так, в 2006 году была основана Российская венчурная компания (РВК), на которую была возложена задача создания отечественных венчурных фондов. Российские компании при участии государственного финансирования постепенно стали увеличивать собственные вложения в инновации, но действительное пока не соответствует желаемому. "Инфраструктура венчурного капитала, масштабы весьма и весьма скромные", - указал глава государства.
Дмитрий Медведев привел данные, по которым в России сегодня действуют 108 венчурных фондов. Из них, как было написано у него в справке, только 43 являются активными. А объем капитала этих фондов составляет всего 2 млрд долларов. "Это совсем немного в масштабах такой страны, как наша, в сопоставлении с другими фондами, которые имеются в развитых странах", - заявил президент. Оценки фактических венчурных инвестиций в России еще хуже. В 2009 году они составили всего 300 млн долларов. Для сравнения в США это 21,4 млрд, в ЕС - 4,6, в Китае - 1,9.
У Дмитрия Медведева есть свои пять конкретных мер для развития венчурного капитала в России. "Во-первых, переход к инновационной экономике усложняет формы ведения бизнеса, - считает он. - Возникающие венчурные фонды и "старт-ап"-компании имеют дело с гораздо более высокими уровнями риска, вступают в более сложные отношения. И нам нужны новые эффективные организационно-правовые формы".
Во-вторых, необходимо развивать систему экспертиз и целый набор сервисных услуг. Это касается прежде всего юридического, информационного и бухгалтерского сопровождения. "Любой старт-ап без такого сопровождения, без умения цивилизованно вести бизнес обречен на неудачу", - отметил глава государства. А если только зародившемуся инновационному бизнесу приходится самому нанимать штат юристов и бухгалтеров, то это неизбежно ведет к краху.
Третья мера - расширение направлений, финансируемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий.
- Четвертое. Нужно не только активно привлекать иностранные инвестиции, но и развивать отечественный финансовый рынок, создать такие условия, которые позволят оставаться в российских компаниях привлеченному капиталу, независимо от обстоятельств на международных рынках, - считает Медведев.
Определенные шаги здесь уже сделаны. Приняты законодательные решения, обеспечивающие защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций; введены меры налогового стимулирования научной, опытно-конструкторской и технико-внедренческой деятельности. Обещает президент продолжить работу по снижению регулятивной нагрузки на инвестиционные фонды и либерализации экспорта инновационной продукции.
В-пятых, Дмитрий Медведев призвал обеспечить непрерывность работы всех звеньев инновационной цепочки и координацию институтов развития. Пока же у президента нет ощущения, что венчурная и инновационная деятельность работают, как система. "Есть ощущение некоторой фрагментарности", - отметил он. Чаще молодые люди просто удачно встречаются в нужном месте и каким-то образом находят средства для реализации своей идеи.
Впрочем, в России все же существуют успешно реализованные венчурные инвестиционные проекты, истории успеха которых глава государства хотел бы видеть примерами для остальных. Глава Российской венчурной компании Игорь Агамирзян выделил историю ОАО "Русские навигационные технологии", которое прошло весь венчурный путь развития, а три недели назад подтвердило свою состоятельность, осуществив IPO.
В целом же из 10 проинвестированных проектов три заканчиваются неудачно, другие три обеспечивают возврат вложенных средств, еще три обеспечивают средний доход и только один приносит сверхдоход.
Дмитрий Медведев тоже напомнил, что в венчурном бизнесе никто не гарантирован от ошибок. Даже нефтяные и газовые компании ошибаются, а некоторые и разоряются. А проверяющие органы часто воспринимают отсутствие результатов деятельности какого-нибудь проекта в качестве повода для преследования, в том числе уголовного. "С таким подходом мы ничего не достигнем в венчурном инвестировании, - заметил глава государства. - Нам нужно изменить законодательство. Желательно таким образом, чтобы под эту тему всевозможные жулики не устремились".
Генеральный директор РВК предложил президенту большой набор законодательных и административных мер, которые, по его мнению, должны облегчить работу инновационным проектам. Здесь и облегчение процедур с паспортами сделок по внешнеторговым операциям, и валютного контроля при прохождении таможни, и процедур временного ввоза продукции НИОКР.
Наконец, Игорь Агамирзян призвал создать новые организационно-правовые формы для старт-апов. "Сегодня новые проектные компании организуются преимущественно в форме общества с ограниченной ответственностью, реже - в форме ЗАО. Однако такие формы для старт-апов являются излишне зарегулированными: там очень большое количество императивных норм, требований по корпоративному управлению, которые для маленького старт-апа очень неэффективны и трудны в реализации", - пожаловался он.
В качестве примера для подражания глава РВК привел мировой опыт организации проектов в форме limited partnership - договора без образования юридического лица, но с ограниченной ответственностью. А такой формы в российском законодательстве нет.
Дмитрий Медведев с последним призвал не заигрываться. "Это важно, но эту тему не надо преувеличивать, - считает глава государства. - Все эти организационно-правовые формы - все это чушь. Они нужны, но это вторичные вещи". Куда важнее создание правильного климата, без которого никакая правовая форма нормально работать не будет.
А еще президенту пришлось вновь объяснять, без чего в России невозможна нормальная модернизация. На это его натолкнула пресса - глава государства вычитал в одной из газет, что в нашей стране граждане понимают модернизацию иначе, чем президент. "Думаю, все присутствующие здесь понимают, что ни я, ни, надеюсь, присутствующие здесь российские граждане никогда не относились к модернизации просто как к вопросу перехода на инновационную экономику, просто как к технологической модернизации", - подчеркнул Дмитрий Медведев.
- Это важное звено, но если говорить о других сопровождающих этот процесс условиях, то они, к сожалению, не менее важны, и более того, может быть, без решения этих вопросов никакая технологическая модернизация, никакая инновационная экономика не возникнет, - уверен президент. - Это вопросы противодействия коррупции, административного влияния в стране и вопросы честной конкуренции.