На прошлой неделе министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, посетив Калининградскую область РФ, отметил "высокие темпы реализации российско-польского договора об открытии регулярного судоходства по Калининградскому (РФ) и соседнему польскому (Вислинскому) заливу". Документ, подписанный в 2009-м, позволяет использовать соседние друг с другом российскую и польскую части акватории Южной Балтики, а также нижнее течение Вислы для взаимных и транзитных перевозок. Таким образом, создаются условия для роста большей загрузки морских и речных портов Калининградского эксклава, которая с 2009 года остается низкой.
С предложением возобновить прерванное в начале 1990-х сквозное судоходство по Калининградскому и Вислинскому заливам польская сторона активно выступала с 2006 года. Это обусловлено тем, что модернизированный порт Эльблонг, расположенный вблизи впадения Вислы в Балтийское море, фактически не работал из-за невозможности водных перевозок между балтийско-вислинским регионом Польши и Калининградской областью.
Специалисты отмечают, что регулярное российско-польское судоходство в этом регионе может ослабить зависимость Калининградского эксклава от водных перевозок только через Литву, то есть по Неману.
С начала навигации-2010 по маршруту из Калининграда в Эльблонг, по данным аналитического агентства SeraNews и калининградского морского торгового порта, перевезено 5 тыс. тонн угля, в основном российского. По информации транспортно-экспедиторской компании "Карго-Сервис" и того же порта, в ближайшие две недели с причалов этого порта по маршруту в Эльблонг планируется отправить еще до 4 тыс. тонн российского угля, а заказ польского трейдера по "угольным" водным перевозкам Калининград - Эльблонг на август составляет 5,5 тыс. тонн. В настоящее время дорабатываются варианты встречных перевозок из Прибалтийской Польши груженых контейнеров, оборудования и стройматериалов. Причем все эти польские грузы пока будут предназначены для Калининградской области РФ.