Всего судебные приставы заявили о намерении описать 500 машин муниципального предприятия "Челябинскавтотранс". Причина столь жестких мер - большой, более чем 50-миллионный долг перед Пенсионным фондом, налоговиками, Фондом социального страхования.
На вчерашний день описали уже 33 городских автобуса. Арест отозвался громким скандалом в Челябинске. В мэрии заявляют, что действия судебных приставов являются незаконными, и собираются подать встречные иски в суд и прокуратуру. В ситуации разбирались корреспонденты "РГ".
Попытки получить комментарий непосредственно в "Челябинскавтотрансе" успехом не увенчались.
Но, как нам удалось выяснить, причина конфликта носит системный экономический и отчасти даже политический характер. Ситуация в муниципальном автобусном ведомстве, мягко говоря, оставляет желать лучшего. На предприятии, к примеру, есть оставшееся от прошлых лет так называемое недофинансирование за проезд льготников в сумме более 600 миллионов рублей. Отчасти "Челябинскавтотранс" стал заложником политических баталий между бывшими руководителями областной администрации и администрации города. Первые неохотно выделяли средства на компенсации за проезд льготникам, а вторые не решались отменять льготы в преддверии выборов. Но и экономики, как признают и в мэрии, на предприятии "нет никакой".
Коммерчески обоснованная цена одной поездки составляет 19 рублей. А билет стоит всего 12. Для сравнения: в некоторых маршрутках можно уехать и за 10 рублей. Отсюда и низкие зарплаты водителей, недовольство коллектива положением дел на предприятии. Конкурировать же с маршрутными такси при нынешней структуре МУП тоже не в состоянии. Ведь "таксисты" не возят льготников. А им является почти каждый пятый челябинец. А льготники-то как раз охотно ездят на автобусах.
Местные власти ищут выход из сложившейся ситуации. Тем более что после того как экс-мэр Михаил Юревич стал губернатором, политическое противостояние между областной и городской властью исчезло, фактически теперь это одна команда управленцев. Решено также упорядочить движение общественного транспорта в столице Южного Урала, в том числе и маршрутных такси. В любом случае уже известно, что в нынешнем виде "Челябинскавтотранс" существовать не будет. И вот накануне реформ произошел арест городских автобусов... Руководителю предприятия, уже предупрежденному о возможном привлечении к уголовной ответственности по статье о злостном уклонении от уплаты налогов. Никаких мер со стороны должника до момента проведения арестных мероприятий предпринято не было. Соглашения с Пенсионным фондом и налоговыми органами отсутствуют, благодаря чему ни один исполнительный документ до сих пор не отозван. Более того, должника пришлось объявлять в розыск. В связи с реформой МУП сменил юридический адрес и исчез из поля зрения приставов.
- Да, ситуация с общественным транспортом непростая, но не такая критичная, как полагают судебные приставы,- заявил вчера глава администрации Челябинска Сергей Давыдов.- Действительно, у "Челябинскавтотранса" есть долги в общей сумме 32 миллиона рублей, в том числе по налогам. 20 миллионов - задолженность Пенсионному фонду. В ПФР, кстати, не хотят, чтобы таким способом - с помощью ареста автобусов - с нас взыскали эти деньги. Такие вопросы надо решать за столом переговоров. То, что происходит, это самое настоящее безобразие, если не сказать вредительство! Удивляет рвение, с которым приставы взялись арестовывать муниципальные автобусы, которые никуда не денутся. А также то, с какой публичной оглаской это делалось. Все это очень напоминает акцию с целью дестабилизировать ситуацию в городе. Кем это спровоцировано и в чьих это интересах - пусть разбираются компетентные органы.
Приставы заявили об аресте автобусного парка, но с предоставлением права их использовать - во избежание возникновения транспортного коллапса. Как сообщили в службе судебных приставов в неофициальном порядке, принимая решения об аресте, руководители стояли перед дилеммой. С одной стороны, Пенсионный фонд и казна не должны испытывать недостатка средств. От этого зависит стабильная выплата пенсий и действие многих социальных программ. С другой стороны, пенсионеры являются основными пассажирами городского муниципального транспорта, имеющими право льготного проезда. Лишить их возможности им пользоваться нельзя. И все-таки решили следовать букве закона.