7 августа в Шотландии, на Эдинбургском международном фестивале искусств Fringe состоится мировая премьера спектакля "Одинокий фокстрот" по рассказам Андрея Платонова. Корреспондент "Российской газеты" расспросила режиссера Василия Сенина о том, как рождался международный проект.
Российская газета: Василий, как возникла идея постановки в Эдинбурге?
Василий Сенин: Я давно мечтал привести свой спектакль на Fringe. Когда учился в ГИТИСе, слышал рассказы людей, побывавших там. Это крупнейший театральный форум, ему уже несколько десятилетий, на него съезжаются актеры и режиссеры со всех концов мира. Это должно было произойти и в моей жизни рано или поздно. Такой момент настал. В августе мой спектакль по рассказу "Фро" и другим произведениям Андрея Платонова будет сыгран на сцене Нового городского театра Эдинбурга 24 раза. В этом театральном марафоне со мной решились участвовать шотландские компании "Nochty productions" и "Universal Arts". Поддержку оказали Королевская Театральная Академия города Глазго и Российско-Шотландский Культурный Форум. За поддержку с российской стороны благодарю комитет по культуре Санкт-Петербурга и Союз театральных деятелей. В организации этого проекта приняли участие много людей. Приехав в Эдинбург, мы узнали из газет, что наш "Одинокий фокстрот" входит в пятерку самых ожидаемых спектаклей на Fringe-2010. Мелочь, а приятно.
РГ: За "Фро" вы взялись уже в третий раз: в 2001 году это был ваш дипломный спектакль в РАТИ-ГИТИСе, в 2005-м - "Одинокий фокстрот", постановка на сцене петербургского театра "Приют комедианта". Чем вызван такой интерес? Не видите хорошей драматургии? Платонов - любимый автор?
Сенин: Кроме этого спектакля в последние годы я выпустил еще многие другие. И каждый раз, с Платоновым или другими авторами, я отталкиваюсь от человека. Человек - начало искусства. Он же становится и его могилой. Поэтому я изначально смотрю на людей в окружающей меня реальности, а уже потом на буквы, идеи, концепции и имена. Первый раз идея "Фро" возникла, потому что на моем курсе в ГИТИСе училась Ира Пегова. И мы вместе занимались танцем на уроках Аллы Сигаловой. Мне казалось, что энергетика этих двух женщин не оставляет мне выбора, и я стал придумывать спектакль. Потом я понял, что это был действительно курсовой спектакль, так как я соединил в нем опыт своих сокурсников, педагогов, людей, окружавших меня в мастерской Петра Фоменко. И это понимание определило дальнейшее направление моего движения в профессии. Мне интересно делать спектакли вместе с актерами, и другого пути я не вижу. Я заставляю людей, пришедших ко мне на репетицию, включиться в работу. Меру своего участия каждый определяет самостоятельно, но просто свидетели мне не нужны.
Второй раз, в Петербурге, на курсе Вениамина Фильштинского, я должен был сделать спектакль для "Русских Сезонов" в Ницце. Актриса Соня Горелик стала центром новой версии платоновской истории. Петербургская постановка оказалась живучее московской, и после фестиваля во Франции театр "Приют комедианта" принял спектакль в репертуар. Тогда же начался питерский период моей жизни, который теперь подошел к концу. В третий раз я решил пригласить актеров из разных стран, заставил русских играть на английском, нашел одну непрофессиональную актрису, которая никогда не выходила на подмостки, и по независящим от нас причинам уже в финале работы был вынужден отказаться от исполнителя одной из мужских ролей. В итоге 7 августа вместе со своими актерами я сам выйду на сцену Нового городского театра Эдинбурга.
РГ: Кто из актеров занят в спектакле?
Сенин: Главная героиня - Джози Данкан, британка семнадцати лет, амбициозная и очень интересная актриса, студентка Королевской Академии Драматического искусства в Лондоне. Она обладает очень мощным личностным началом и, думаю, ее ожидает большая судьба, как и участников первой версии спектакля в ГИТИСе. С русской стороны - молодые петербургские актеры Соня Горелик и Андрей Феськов. Они приняли вызов и играют вместе с Джози на английском языке. Непрофессиональная актриса Марина Губель, не уступает, на мой взгляд, своим дипломированным коллегам. Она уже несколько лет живет в Шотландии. Это мой первый опыт использования такого, как бы сказали во времена Платонова, "разного человеческого материала" в одном спектакле.
РГ: Где репетировали?
Сенин: Часть репетиций проходила в Шотландии, неподалеку от знаменитого озера Лох-Несс, а часть - в Петербурге.
РГ: Чем новый спектакль отличается от постановки в "Приюте комедианта"?
Сенин: Если коротко, то всем. Играют пять человек вместо десяти. Другая главная героиня, иная природа и индивидуальность. Иной взгляд на историю - ведь я повзрослел на 5 лет и уже смотрю на мир другими глазами. Это возвращение к темам, которые не уходят из моей жизни. Еще одно весомое отличие: я буду сам играть, для меня это настоящий адреналин.
РГ: В ваших спектаклях всегда много музыки. Какая будет звучать здесь? Кто занимается сценографией?
Сенин: Сценографией многих своих спектаклей я занимаюсь сам. Но это не принцип. Принцип в том, что если я четко вижу сценический образ - делаю сам. Если образ спектакля на момент начала репетиций остается в сфере предощущений - доверяюсь сценографу. Музыка разная, но отдельно отмечу композицию Игоря Есиповича, изначально написанную им для нашего совместного спектакля "Кабала святош" в Омском театре драмы. Благодаря ей возникла новая мысль, полностью поменявшая идею спектакля.
РГ: Что будет со спектаклем дальше после показа на фестивале?
Сенин: Другие фестивали и гастроли. Уже успешно закончились переговоры о гастролях в Лондоне.
РГ: Вы ставите спектакли в разных городах и странах. Где работается комфортнее, где вас лучше понимают актеры, дирекция театра?
Сенин: Это зависит от готовности людей к работе, а не от особенностей ландшафта. Я надеюсь органично найти театр и людей, с которыми смогу быть долго. Но пусть это придет само, иначе мне не нужно. Я смотрю на своих коллег, которые хватаются за театры в страхе остаться без работы, и мне становится не по себе. Я не для того выбирал эту профессию, полную ответственности и свободы, чтобы через 10 лет после диплома вцепиться в "какое дадут" креслице и не разжимать лапки "до ящика на сцене". Если я приду насовсем в какой-то один театр, то хочу вложить себя полностью. Только таким путем можно добиться действительного результата, все остальное - "симуляции жизни".
РГ: Чем займетесь после Эдинбурга? В какой театр отправитесь ставить новую пьесу?
Сенин: Эдинбург покажет… Пока планы такие - сразу после фестиваля улетаю в Бостон, потом Нью-Йорк, Москва, Петербург. Про новые спектакли говорить не буду - названия еще не утверждены, чтобы их можно было анонсировать в прессе. Будем считать Fringe-2010 для меня некой гранью, рубежом. Тем более, что примерно так это слово на русский и переводится.
Справка "РГ"
Василий Сенин родился в 1977 году в Ленинграде. Ставил спектакли в Москве, Риге, Таллине, Лондоне, Загребе, Петербурге, Новосибирске. Работал режиссером-постановщиком в телевизионных проектах "Татьянин день", "Обручальное кольцо", "Одна ночь любви".