Бойко-Великий в плацкартном вагоне, или почему пакистанскую трагедию в мире восприняли куда ближе к сердцу, чем российскую

На прошедшей неделе наблюдал странную картину - две женщины, стоявшие у арбузного развала, сосредоточенно стучали кулачками по полосатым шкуркам. После чего прикладывали ухо к арбузным бокам и к чему-то внимательно прислушивались. Затем операция повторялась. И так минут десять. Какие именно звуки рассчитывали услышать покупательницы, даже предположить трудно. Но то, что рассчитывали - факт. Если, конечно, это не были условные сигналы, не имевшие отношения к определению спелости товара. И эта российская самобытность - поскольку предположить, что тот же житель Старого Света будет слушать, что происходит внутри арбуза, невозможно, вызывает недоумение у любого иностранца.

Да что там арбузы. Ни один европейский, азиатский и, тем более, американский предприниматель не избежал обструкции, если бы даже в интернете опубликовал манифест, аналогичный тому, который выпустил на прошедшей неделе российский предприниматель Бойко-Великий. За последнее время уже немало западных журналистов и политиков погорели на неосторожных высказываниях, сделанных на личных страничках.

Нет смысла перечислять все положения придуманной Бойко декларации в защиту православных норм жизни. Глава компании, где трудятся около 6 тысяч человек, занятых производством молока, потребовал от всех без исключения своих подчиненных обвенчаться и жить по законам православия. Тех же, кто придерживается более "светских" взглядов на брак в частности и общественное развитие в целом, Бойко публично пригрозил уволить, сократив их должности.

Кто из бизнесменов, неважно с Востока или Запада, мог бы безнаказанно позволить себе объявить о подобных антиконституционных, дискриминирующих мерах в отношении своих работников? И при этом не бояться попасть в суд и быть разоренными исками правозащитных организаций? Но у господина Бойко собственная мораль и собственные взгляды на возможности российского правосудия. А потому он действует открыто, ничего не боясь. И активно пропагандирует свои взгляды в СМИ.

А народ? Сотрудники тех самых предприятий, принадлежащих Бойко-великому? Народ, как обычно, безмолвствует. И только государевы люди - прокуратура - заинтересовались выпущенным документом. Хотя ни о каких судебных решениях в отношении бизнесмена речь даже не идет.

Об этой неприглядной истории я вспомнил в связи с двумя скандалами. Первый разгорелся в Америке, второй в Британии. Но оба объединяет стремление общества защитить права рядовых граждан. Даже в тех случаях, когда они не ущемляются, а только могут в силу определенных обстоятельств быть случайно нарушенными.

На прошедшей неделе британский суд запретил одной из местных радиостанций крутить ролик, созданный департаментом полиции. В нем поданных ее Величества призывали "стучать" на соседей, если их поведение выглядит подозрительным. Представители правоохранительных органов приводили примеры такого не стандартного поведения - плотно закрытые шторы, излишняя замкнутость и тому подобное. Однако судьи посчитали такую борьбу с терроризмом незаконной, ставящей под сомнение добропорядочность людей и презумпцию невиновности. В России, если бы этот ролик появился в эфире, на подобные "мелочи" просто не обратили бы внимания.

В США скандал иного рода - правозащитные организации заподозрили, что спецслужбы хранят снимки людей, сделанные с так называемых раздевающих сканеров в аэропорту. Одна лишь мысль о том, что эти фотографии могут  теоретически попасть в интернет - хотя до сих пор таких фактов не было, привели к громким депутатским запросам. В итоге на прошедшей неделе американские спецслужбы долго объясняли, что хранят сделанные снимки надежно. Но в итоге сдались, пообещав сразу уничтожать "обнаженку". Могла ли эта тема кого-нибудь заинтересовать в России и стали бы наши спецслужбы, словно школьники оправдываться за свое поведение? Ответ очевиден.

Находясь в отпуске, мне довелось в самое пекло проехать относительно небольшие расстояния в поездах российских железных дорог. Вагоны были самыми обычными - плацкартными. На вопрос пассажиров, почему температура за "бортом" плюс сорок градусов не отличалась от температуры внутри вагона, а вентиляция просто не работала (о наличии кондиционеров даже не говорю), ответ проводника был лаконичным: "Что же вы хотите, поезда летние. Какие вагоны нашли, такие и поставили".

И народ ехал в этой душегубке на колесах, потому что выбора не было. Работникам железной дороги можно было посочувствовать - не хватает денег на модернизацию, - если бы несколькими днями раньше, я не видел почти получасовой ролик РЖД о предстоящей Олимпиаде в Сочи. На ее обустройство - новые вагоны, подъездные пути, вокзалы, монополия собирается потратить сотни миллиардов рублей. А то, что сегодня на маршрут выходят старые, не приспособленные для перевозки людей в условиях высокой температуры составы, руководство РЖД видеть не желает. В отличие от западных стран, где пассажиры все прошедшее лето не стеснялись подавать иски против своих железных дорог за неработающие кондиционеры и выигрывали дела, наши железнодорожники исков не боятся. Знают - народ повозмущается, и на этом все закончится.

На прошедшей неделе два стихийных бедствия находились в поле зрения мировых СМИ: наводнение в Пакистане и пожары в России. Мировая пресса подсчитала размеры гуманитарной и технической помощи, выделенной этим странам на борьбу со стихией. Картина получилась неприглядная: пакистанскую трагедию в мире восприняли куда ближе к сердцу, чем российскую. И дали на нее значительно больше денег.

Можно, конечно, в этой связи рассуждать о "двойных стандартах" и т.п. Но мне все же кажется, причины такой диспропорции в другом. Пакистанское наводнение было абсолютно непредсказуемым, в то время как российские пожары, напротив, прогнозируемыми. И программа борьбы с ними существовала, и деньги на обводнение торфяников выделялись. Но в итоге все горит, а виновных нет. Как нет, собственно, и денег. Все это мне напомнило историю, которую я слышал во время посещения Ферапонтова монастыря в Вологодской области. Экскурсовод рассказывал о том, каким образом до наших дней практически не тронутыми дошли фрески, написанные еще в 16 веке знаменитым иконописцем Дионисием. Причина оказалась до банальности простой - деньги на реставрацию монастыря и его фресок в 17-18 веке выделялись неоднократно. Но каждый раз не доходили до адресата - элементарно разворовывались. А проверять, куда ушли деньги, и была ли проведена на самом деле реставрация, никто в те времена не стал - слишком далеко был расположен монастырь. Благодаря этому фрески Дионисия дошли до наших дней в оригинальном виде. И это был очередной случай, когда "умом Россию не понять".