"Минздравсоцразвития и минфин в ноябре 2010 года представят в правительство РФ предложения по увеличению пенсионного возраста" - такая новость прошла на официальных новостных лентах.
Дальше сообщалось, что оба министерства представят расчеты, с какого срока целесообразно вводить повышение, и даже его график.
Что же получается? Все последние месяцы минздравсоцразвития упорно противостояло идее повышения возраста, озвученной министром финансов Алексеем Кудриным еще весной, а теперь вдруг согласилось?
По расчетам минздрава и Пенсионного фонда, повышение пенсионного "потолка" лишь на непродолжительное время облегчит финансовое положение пенсионной системы. Дальше расходы вновь начнут расти, причем быстрее, чем в случае, если пенсионный возраст не трогать.
Такой парадоксальный результат объясняется особенностями нашей пенсионной модели - размер пенсии напрямую зависит от размера заработка, величины и срока пенсионных отчислений, поэтому "отложенная" пенсия должна будет назначаться существенно более высокой по сравнению с "нормальной", рассчитанной для стандартного возрастного порога.
Так что же все-таки произошло? Звоним в минздравсоцразвития. "Источник, на который ссылаются в новостях, совершенно точно не наш, - сказали "РГ" в министерстве. - У нас нет оснований сомневаться в правильности наших расчетов".
Замминистра Юрий Воронин заявил вчера корреспонденту "РГ" совершенно определенно: "Минздравсоцразвития России не готовит предложений по увеличению пенсионного возраста ни к ноябрю 2010 года, ни к какой-либо другой дате. Но если у заинтересованных ведомств есть предложения на этот счет - мы готовы их внимательно изучить с учетом анализа возможных социально-экономических последствий".
К октябрю этого года в правительство должна быть представлена разрабатываемая минздравсоцразвития программа долгосрочного развития пенсионной системы. В ней будут отражены и меры по сбалансированности доходов и расходов, и предложения, как обеспечить социально приемлемый уровень пенсий. Один из главных резервов снижения пенсионной нагрузки на бюджет - решение давно "перезревшего" вопроса с досрочными пенсиями. Сейчас практически каждый третий пенсионер у нас вышел на пенсию досрочно (на 5-10 лет раньше "обычных" 55-60 лет), поскольку работал во вредных условиях. При этом платятся льготные пенсии из общей пенсионной копилки - работодатели не делают за таких работников дополнительных платежей, а потому и не заинтересованы вкладываться в улучшение условий их труда.
Впрочем, предложение принять наконец закон о профессиональных пенсиях - не единственное. Можно также вспомнить, что благодаря целому ряду поправок в законодательство, инициированных минздравсоцразвития, увеличилась заинтересованность работников добровольно отложить свой выход на заслуженный отдых. Речь, в частности, идет о программе софинансирования пенсий.
"По вопросу же повышения пенсионного возраста позиция министерства остается прежней - мы не считаем это эффективной мерой ни экономически, ни социально. Как уже не раз подчеркивалось, в условиях российской пенсионной системы повышение пенсионного возраста приведет к значительному росту нагрузки на бюджет; дополнительной напряженности на рынке труда; и, что самое главное, к созданию несправедливой системы, не соответствующей продолжительности жизни россиян", - заключил Юрий Воронин.
По его словам, в мировой практике существует масса механизмов, направленных на повышение надежности и эффективности пенсионной системы помимо повышения пенсионной "планки". "И мы готовы к их обсуждению вместе с нашими коллегами и социальными партнерами", - подчеркнул замминистра.