В Москву пришла прохлада, "Но мы должны помнить о том, что все, кто был в столице с 15 июля по 15 августа, прошли, как я бы сказала, через новую зону риска", - считает первый заммэра Москвы, руководитель комплекса социальной защиты Людмила Швецова.
Чем может помочь горожанам столичное здравоохранение сейчас и какие выводы нужно сделать на будущее? Ответы на эти вопросы искали главные специалисты здравоохранения Москвы и независимые медицинские эксперты, приглашенные на совет в мэрию.
Горная болезнь - это надолго
Торфяники вокруг Москвы этим летом горели не впервые. Но никогда пожары не длились так долго - почти два месяца, к тому же на фоне жары, когда температура зашкаливала за +40. Такое комплексное воздействие на организм, по мнению медиков, и было самым губительным. Кислородное голодание, которое испытывали москвичи, главный терапевт столицы Леонид Лазебник сравнил с затянувшейся горной болезнью. "Те, кто пережил это, ее последствия будут испытывать еще долго, а может быть, и до конца жизни", - заявил он.
Но есть у Москвы и печальная статистика, которую не скрыл еще раньше на своей пресс-конференции руководитель здравоохранения столицы Андрей Сельцовский: смертность во время смога в Москве повысилась почти вдвое - с 360-380 человек в день до 700. Сейчас, когда она опустилась до 250 человек в день, врачи скрупулезно анализируют, кто больше всего пострадал, какую помощь они получали, что еще можно было сделать? Выяснилось, что основные потери понесло старшее поколение москвичей в возрасте от 71 до 99 лет. 55-60 процентов обращений в городские поликлиники и звонков по "03" было от людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Хуже всего пришлось одиноким - тем, у кого родные уехали на дачу или в отпуск, а престарелых родителей оставили в городе. Те, кто живет один постоянно, находились под контролем служб социальной помощи и медиков. "Маломобильные группы граждан участковые врачи осматривали не реже одного раза в два дня, поэтому всплеска летальности среди них не было", - отметил Андрей Сельцовский.
Работали без выходных поликлиники, из-за увеличившегося количества вызовов городская станция "Скорой помощи" вынуждена была дополнительно скомплектовать 150 бригад. И тем не менее, по мнению главного кардиолога города Давида Иоселиани, большая часть осложнений у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями возникала именно на догоспитальном этапе.
Специалисты беспокоились, что смог вызовет обострение и легочных заболеваний. И, как подтвердил главный пульмонолог Москвы Андрей Белевский, обращений от таких хроников действительно стало больше, но тяжелых осложнений тем не менее не было. Специалист объяснил это прежде всего тем, что самых тяжелых больных в это время в Москве не оказалось: кто-то уехал в санаторий, кто-то - на дачу. Спасло легкие москвичей и другое обстоятельство. Самое ужасное, по словам Белевского, в таких ситуациях, если повышенное содержание серы в воздухе соединяется с водой и человек, по сути, дышит слабым раствором серной кислоты. Этого, к счастью, в Москве не было.
На чистый воздух
Главная задача столичного здравоохранения сейчас, считает Людмила Швецова, состоит в том, чтобы выяснить, какое точно количество москвичей попало в эту новую зону риска: тех, кто был в Москве с 15 июля по 15 августа. Время, когда в городе стояла самая большая жара, а воздухе была самая высокая концентрация вредных веществ. Это обследование уже началось с одновременной эвакуацией московских пенсионеров в санатории и на курорты Крыма и Кавказа.Отдохнут таким образом от смога две тысячи пожилых москвичей.
Выедут в детские здравницы и лагеря отдыха и 10 тысяч детей. Например, в одной "Камчии" новом московском лагере, открывшемся в реликтовых лесах на берегу Черного моря, смогут отдышаться три тысячи школьников. Самые маленькие выедут в санатории вместе с родителями, для них тоже разработана отдельная программа.
Специалисты согласились: чистая среда - лучшее лекарство от прокопченной Москвы. Именно поэтому Андрей Белевский предложил тем, у кого легочные заболевания в ближайшее время будут выявлены впервые, давать отпуск и возможность выехать из Москвы на чистый воздух. В санаториях начнется и первичное обследование состояния здоровья москвичей. Потом, когда они вернутся домой, продолжится уже более углубленная диспансеризация. Давид Иоселиани считает, что группы высокого риска (те же сердечники и легочники) хорошо известны в каждой поликлинике. Именно на них нужно сосредоточить главное внимание: "Одних можно пригласить в поликлинику на дополнительное обследование, к другим врачи должны прийти на дом, третьих немедленно госпитализировать". Итогом этой работы, по его мнению, должен стать реестр больных групп высокого риска. Иоселиани уверен: его наличие в любой ситуации поможет оперативно прийти на помощь самым слабым.
Прозвучало предложение разработать также комплекс гимнастических упражнений для органов дыхания и показывать их по ТВ, чтобы его могло освоить как можно большее число людей. Швецова согласилась: "Мы можем подготовить специалистов, которые будут учить правильно дышать - пенсионеров в центрах социального обслуживания, детей - в лагерях отдыха".
Но самое простое, что медики советуют тем, кто опасается за свои легкие и бронхи: это пройти флюорографию. Правда, не скрыли они, хороший снимок легких - еще не гарантия того, что проблемы не проявятся в будущем. "Куда опаснее отдаленные последствия от воздействия взвешенных частиц от продуктов горения", - заметил начальник кафедры пульмонологии Государственного института усовершенствования врачей министерства обороны Александр Синопальников. Он призвал уделить особое внимание курящим мужчинам старше 40 лет: именно им пребывание в зоне риска с 15 июля по 15 августа прежде всего грозит опасностью онкологических заболеваний. А главное, увы, никто не возьмется определить дедлайн, когда наблюдение можно будет прекратить.
Уроки на будущее
Первое, что намерены сделать московские власти, это провести полную инвентаризацию всех лечебных учреждений с точки зрения их оснащенности как кондиционерами (которые могут и охлаждать воздух, и подогревать его), так и работоспособности вентиляционных систем. "Мы должны быть готовы к любым термальным коллапсам - хоть к плюс 40, хоть к минус 40", - подчеркнула Людмила Швецова. Кто-то из приглашенных усомнился: дескать, какой смысл, город все равно не найдет столько денег, чтобы в корне изменить ситуацию. Швецова не согласилась: "Правительство Москвы найдет возможность решить и финансовый вопрос".
Она собственными глазами убедилась, как антисмоговые центры, открывшиеся в городе на базе районных центров социального обслуживания помогли "раздышаться" тысячам пожилых москвичей, задыхавшихся в жару в своих тесных квартирках: "Если ситуация повторится, таких центров должно быть гораздо больше", - уверена она.
По мнению Давида Иоселиани, столичному здравоохранению надо активнее всего работать с больными из группы риска. "Многие москвичи объясняли свое плохое самочувствие плохой погодой, - говорил он. - И успокаивали себя: всем плохо и мне плохо. Но на самом деле им было не просто плохо, у них происходило обострение болезни. В этот момент им нужно было менять лечение: одним - усиливать дозы, другим - наоборот, снижать, так как в жару чувствительность гипертоников к прописанным им препаратам усиливается". Другими словами, этим людям немедленно нужно было отправляться к врачу, а они этого не понимали.
Согласен с ним и директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Рафаэль Оганов. Но он считает, что нужен не только индивидуальный подход, но и массовая работа с населением с целью просвещения, что делать в таких ситуациях. В противном случае медики будут видеть лишь верхушку айсберга, так как большая часть болезней протекает скрыто.
Всплыл и вопрос: надо было все-таки надевать медицинские маски, к чему призывали экологи, или нет? "Когда мне нужно было провести длительное время на улице, я надевала, - призналась Людмила Швецова. - Еще 8 слоев мокрой марли вставила в нее". "Если это вам помогло чисто психологически, уже хорошо", - сделали заключение врачи. Впрочем, и респиратор, оказывается, всем подряд тоже ни к чему, а вот человеку из группы риска явно не повредит.
Выводы, которые будут сделаны из московского лета-2010, медики решили обсудить до конца года на врачебных общегородских конференциях. "Необходимо разместить их на официальных сайтах городского департамента здравоохранения, - предложил Александр Синопальников. - Опыт работы московских врачей в такой экстремальной ситуации поможет не только их коллегам, но и подскажет, как защитить себя рядовым жителям столицы".