Зальцбургский фестиваль пестрит "античными" афишами

Под программным девизом, ставшим уже традиционным для зальцбургских летних сезонов и посвященным на этот раз философской теме "где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия", на родине Моцарта проходит очередной музыкальный фестиваль.

В этом году Зальцбургскому фестивалю исполнилось 90 лет. И хотя дата эта в прямом смысле не юбилейная, но она заметная для истории любой культурной институции, перешагивающей через границы десятилетий, а главное - эстетических парадигм. Зальцбургский фестиваль появился в 1920-м - после тотального стресса, пережитого человечеством в Первой мировой войне. Разрушение и трагедия стремительно поглощали в сознании понятие красоты. И именно в это время в Зальцбурге, на родине Моцарта, появился музыкально-театральный фестиваль. А у истоков его оказались не апологеты моцартовской музыки, а певцы "утраченной" декадентской красоты - композитор Рихард Штраус, поэт и драматург Гуго фон Гофмансталь, легендарный режиссер Макс Рейнхардт, создавшие, по сути, в разрушенном и ментально разбитом мире Европы "остров культурных сокровищ".

Нельзя сказать, что 90 лет стали каким-то рубежом или итогом для истории Зальцбургского фестиваля: она оставалась живой и напряженной на протяжении всех лет его существования - и тогда, когда, здесь творили "великие" - маэстро Тосканини, Вальтер, Фуртвенглер, Караян, и тогда, когда здесь поставили все оперы Моцарта, и тогда, когда на стенах Зальцбургского большого зала красовалась фашистская свастика, и тогда, когда статусная публика фестиваля пережила шок от "эстетических" перемен при радикальном интенданте Мортье. Фестиваль давно стал живой легендой искусства, и то, что эта легенда живая, а не музейная, заметно даже по жанру экспозиции под названием "Великий театр мира", приуроченной к 90-летию фестиваля, которая выплеснулась за стены городского музея - на улицы, в витрины, на стенды театральных фойе, заставляя Зальцбург ощущать себя не только городом Моцарта, но и частью огромной культурной реальности, которую сформировал здесь за 90 лет знаменитый фестиваль.

Тему нынешней афиши организаторы, в числе которых досрочно покидающий в этом году пост интенданта режиссер Юрген Флимм, не поскупились довести до философских масштабов - "Где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия". Публика на спектаклях должна теперь осмыслять, что подразумевает этот девиз: трагедия следует тогда, когда человек вступает в противоречие с богом, или трагедия есть следствие действий человека, не согласованных с богом? Благодатная почва для столь сложных рефлексий - античный миф. Нынешняя афиша буквально пестрит античными названиями: мировая премьера оперы "Дионис" Вольфанга Рима, "Орфей и Эвридика" Глюка, "Электра" Штрауса. В драматической программе - "Эдип в Колонне" в постановке Питера Штайна, "Федра" Жана Расина (режиссер Маттиас Хартман).

"Электра" Штрауса, созданная по пьесе Гофмансталя, выглядит, кроме всего прочего, и красивым историческим жестом по отношению к создателям Зальцбургского фестиваля. По счету это восьмая зальцбургская "Электра". Предыдущими постановками дирижировали Маазель, Караян, Митропулос и другие. Нынешнюю с оркестром Венских филармоников подготовил Даниэле Гатти. Спектакль в режиссуре Николауса Ленхоффа и сценографии Раймонда Бауэра с участием Вальтрауд Майер, Рене Папе, Эвы-Марии Вестбрук оказался самой заметной оперной премьерой сезона, так что уже по ходу спектаклей было решено записать его на DVD.