Условия создания фильма "Москва, я люблю тебя!" для режиссеров были таковы: нужно снять фильм протяженностью пять минут, посвященный российской столице и обязательно позитивный.
Первоначально новелл в фильме должно было быть 20, но вмешался кризис и их стало 18. В прокате фильм выйдет в двух вариантах - во втором 15 новелл. Не войдут в короткую версию новеллы Аллы Суриковой "Королева", Георгия Параджанова "Валерик" и Элины Суни "Барада (Неприятная ситуация)". Но к этому мы еще вернемся. А пока - первое впечатление о фильме.
С чего может начинаться фильм "Москва я люблю тебя!"? Самый банальный ответ - со здания одной из восьми московских высоток, где в одной из квартир пара занимается любовью. Он - иностранец, она - русская. Если бы можно было заниматься любовью на Красной площади, то, несомненно, это бы было первым кадром... Московские высотки, как и Красная площадь, встречаются в большинстве новелл.
Современные российские режиссеры видят Москву в большинстве своем весьма однотипно. И героев выбирают, явно предпочитая нищих, попрошаек, дворников, аниматоров, в смешных нарядах продающих тот или иной съедобный продукт, рабочих, братков, гастарбайтеров... Средний класс, к сожалению, практически не показан. Гламурный, к счастью, тоже. Новеллы неравномерны. Одни откровенно банальны, другие несут в себе необычные ходы. В одних актеры спасают сюжет, в других - наоборот. И не покидает ощущение, что почти все авторы учились у одного педагога. Хотя возраст режиссеров разнится - от 30 до 91 года.
Что любопытно, атмосфера города при этом передается. И именно это позволяет лишний раз сравнивать фильм с картинами "Нью-Йорк, я люблю тебя!" и "Париж, я люблю тебя!". И даже с картиной "Питер FM", хотя она явно посильнее "Москвы...". Смотря этот фильм, лучше начинаешь понимать современную Москву. И понимаешь, что искренность ей идет - такая, какая встречается в героях, сыгранных Евгением Стычкиным и Евгенией Добровольской (новелла "Он и она"). Что столице по-прежнему, со времен Булгакова, весьма к лицу воландщина - ее прекрасно воплощает Максим Суханов ("Улыбка летней ночи"). Что ей идет сюр - новелла "Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова, человечность, которая внезапно просыпается даже в убийце (Евгений Миронов в новелле Веры Сторожевой "Скрипач"). И невероятно - юмор - "Москвичи" Егора Кончаловского. Что наш город состоит из странностей - новелла о женщине-художнике, которая не видит дневного света ("Этюд в светлых тонах"), и из глупостей - роль, сыгранная Федором Бондарчуком в новелле "Высотка", прямо просится на пародию в "Большую разницу".
К концу фильма - даже в 15-новелльном варианте несколько устаешь от смены героев и декораций. Что-то подзабываешь. Но потом, спустя пару дней, прогуливаясь по Москве, понимаешь, что некоторые из героев все же остались в памяти.
Поглощаем частный капитал и перемалываем его. По-нашему, по-московски.
Потеряешь ритм, потеряешь силу.
Юсуп, коренной москвич, любит черепа и Изабеллу Юрьевну.
"Это наш город!". "Но вы не справились..."
Москва - это большая постель: все спят со всеми и все врут.
Теперь тебя пустят на Объект номер один.
В Москву? За счастьем?
Егор Кончаловский, креативный продюсер фильма "Москва, я люблю тебя!":
Российская газета: Егор, по какому принципу расположены новеллы в фильме?
Егор Кончаловский: Никаких принципов нет. Единственный принцип, который соблюдался для того, в каком именно порядке расставить новеллы, - мое субъективное ощущение, интуиция, что совершенно не значит, что они расставлены правильно. Мне показалось, что нужно так. И никто мне не сказал иначе.
РГ: В фильме - значительная доля юмора, особенно в вашей новелле - "Москвичи". Про Москву без юмора не расскажешь?
Кончаловский: Если исключить юмор из своих взаимоотношений с Москвой, будет очень тяжело. Большой город - он давит, высасывает энергию. Хотя иногда и дает ее. У меня изначально была в планах другая история. Но Иван Охлобыстин предложил мне эту. Мне она очень понравилась, и именно своей юмористической составляющей. Но у нас же не все истории смешные. Есть и лирические, и комиксного плана... А у нас было два посыла: сделать фильм пятиминутный и такой, чтобы он оставлял ощущение позитива. Второе - получилось.
РГ: Почему в вариант 15 новелл не вошли именно три новеллы: Суриковой, Параджанова и Суни?
Кончаловский: Насколько я понимаю, проводился какой-то опрос, аналитика..
РГ: ...то есть это - не ваше решение?
Кончаловский: Когда я заканчиваю какое-то кино, то сознательно стараюсь сделать так, чтобы за мной не тянулся шлейф забот. Я сдал этот фильм. А уже через месяц заканчиваю следующую картину. Нужно так: закончить фильм и перестать о нем волноваться, иначе ты никак не можешь освободиться от проекта. А задача прокатной компании, продюсера, максимально хорошо продать фильм. Когда возникло желание картину сократить, появилась возможность сделать две версии - 15 новелл и 18. Копии с более длинной версией пойдут в тех кинотеатрах, куда люди ходят не целоваться в последнем ряду, а смотреть кино.
РГ: Но все же при создании картины должна быть некая уравновешенность. У вас у самого после просмотра не было таких мыслей, мол, достаточно однобоко...
Кончаловский: Я отношусь к этому проекту как к коллективному. То, что нравится в нем мне, совершенно не нравится другим.
РГ: А вам нравится...
Кончаловский: "Объект номер один" и "Этюд в светлых тонах". И мой сюжет, но меньше, чем "Объект номер один", который, кстати, в конкурсе короткометражек участвовал в Венецианском кинофестивале. И ничего не получил. Но мне было важно не покрытие всех социальных слоев - а где же наш менеджер среднего звена, где московские проститутки? А чтобы режиссерам было комфортно работать с тем материалом, который они нам предлагали. Вот пришел, к примеру, мой товарищ-режиссер Алексей Серебряков, и в ответ на мою просьбу принести хорошую позитивную историю принес ту, где ветеран хоронит собаку... Она не вошла. Или Юра Грымов сказал: "Да, отличный проект. Но я ненавижу Москву".
Между тем
Мы связались с Аллой Ильиничной Суриковой и спросили ее мнение по поводу отсутствия новеллы "Королева" с Марией Мироновой в главной роли в той версии фильма, где представлены 15 новелл. Ответ режиссера был таков:
- Я в шоке как от принятого продюсером решения об исключении моей новеллы "Королева" из фильма, так и от разговора с самим продюсером. Он сказал, что она - артхаус (для меня это большая неожиданность и большая честь - наконец из зрительских режиссеров "выбиться" в артхаузные!). Моя новелла "Королева" была на "Кинотавре". Много народу ее там видели, она им очень понравилась, и они тоже сильно удивились, узнав, что ее нет в окончательной версии фильма. Вот так я стала "полочным" режиссером.