"Строители разбились в результате срыва гидравлической люльки", "сварщики пострадали при прокладке трубы" - это лишь самые яркие производственные трагедии минувшего лета.
По данным областной госинспекции труда, ЧП на предприятиях происходят все чаще. Но многие бизнесмены продолжают экономить на безопасности сотрудников.
В первом полугодии 2010-го инспекторы выявили свыше 4,6 тысячи нарушений законодательства об охране труда - это около 70 процентов всех обнаруженных недочетов.
- В массовом порядке к работе допускают необученных и неаттестованных людей, нередко без индивидуальных средств защиты. На предприятиях должна быть служба охраны труда, но директора этим требованием пренебрегают. Отсюда и травмы, и увечья, и гибель, - назвала наиболее частые ошибки руководитель государственной инспекции труда по Воронежской области Жанна Васильева.
Ее заместитель Александр Болдин уточнил: в текущем году зафиксировано свыше 70 несчастных случаев на производстве (львиная доля которых - тяжелые), 26 из них привели к фатальным результатам. Уже сейчас налицо рост "рабочего" травматизма по сравнению с прошлым годом - тогда за 12 месяцев произошло 57 ЧП, 17 из которых - со смертельным исходом. По словам Александра Болдина, неподготовленных сотрудников иной раз не только не знакомят с правилами безопасности, но и обрекают на опасную самодеятельность:
- На любые работы, тем более сложные, должна быть разработана технология. Но вот, например, в июне в Воронеже прокладывали трубопровод под землей. Сварщики полезли в трубу без экипировки и без воздуха. Искра попала на одежду… Первый задохнулся сразу, второй умер от ожогов в больнице.
Три несчастных случая инспекторы расследовали на крупном предприятии по производству мяса птицы. Одно из ЧП привело к гибели - человека засыпало грунтом во время рытья котлована.
- Погиб сотрудник сторонней организации, но вина отчасти лежит и на заказчике работ, - заметил Александр Болдин. - Надо понимать: когда у фирмы более 50 сотрудников, нужен инженер по охране труда, а на крупных производствах - целая служба. Но на некоторых заводах хорошие службы в целях экономии сократили до одного человека, который не может за всем уследить. Бывает, что обязанности инженера по охране труда возложены на секретаршу или главного бухгалтера. Они по определению не могут быть компетентными в этом вопросе и, конечно, ничего не делают…
По данным трудинспекции, нарушениями сопровождалась и недавняя борьба с лесными пожарами - один человек погиб, двое получили тяжелые травмы, трое отделались легкими. Типичный случай: лесник (водитель пожарно-сторожевой службы или боец добровольной дружины колхоза) дежурит без спецодежды. Увидев огонь, он бросается тушить. И ожоги, считай, гарантированы.
- Финансированию мероприятий по охране труда уделяется незначительное внимание. В коллективных договорах соответствующий раздел есть, но его денежное обеспечение либо отсутствует, либо очень скудное, - пояснила Жанна Васильева. - Может быть, опыт "горячего" лета убедит руководителей сельхозпредприятий, что на всякий случай надо иметь минимум четыре комплекта обмундирования для пожарных.
Как видно из статистики нарушений, самая травмоопасная отрасль - строительство. Далее следуют сферы транспорта и связи, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Но нарушения в строительстве, пожалуй, наиболее характерны:
- Во-первых, не организовано обучение, во-вторых, нет необходимой документации (в проекте должна быть прописана и технология ведения работ, и меры безопасности), в-третьих, отсутствуют средства индивидуальной защиты, - рассказал Александр Болдин. - Когда сроки "горят" - люди работают на свой страх и риск. То монтажник-высотник без страховочного пояса упадет, то сварщик разобьется насмерть.
Рабочий Георгий, близко знакомый с работой ряда строительных предприятий, подтвердил:
- На производствах в строительстве, особенно старых, никакой охраны труда нет! И повсеместно явная угроза жизни и здоровью. К тому же народ часто страдает по глупости. На одном заводе был случай, когда рабочий получил серьезную травму при изготовлении плиты-пустотки. По технологии арматура предварительно натягивается с усилием в сотни килограммов на каждый прут, а с боков их держит анкерная головка. Однако мужчина решил сократить путь и шагнул прямо на форму с натянутой арматурой. Естественно, стал инвалидом. Как-то работник едва в смеситель не упал, а это высота порядка 20 метров. Его вовремя схватили… На хлебозаводе женщина-штукатур упала с кое-как сляпанных строительных лесов - другие ей принести поленились.
Иногда защитить людей от собственной халатности помогает "умное" оборудование. Так, студенты строительного университета вспоминают современное итальянское производство керамической плитки: все автоматизировано, по периметру оборудования стоят датчики движения. Кто-то из ребят, будучи на практике, решил заглянуть под такой пресс (способный опустить ему на голову добрую сотню тонн), - но моментально сработала система защиты, и вся линия отключилась за долю секунды.
Увы, заставить всех строителей обновлять технику и выдавать рабочим каски невозможно. Как сообщили в одной из отраслевых саморегулируемых организаций, документация по охране труда при вступлении в объединение не проверяется - по закону СРО следит лишь за выполнением строительных работ.
Предписания трудинспекции фирмы выполняют в добровольном порядке, на нерадивых руководителей можно разве что наложить административный штраф. В ряде случаев предусмотрена уголовная ответственность, и инспекторы направляют материалы в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении дела. Там переадресуют информацию следователям. В первой половине года этот путь проделало 87 материалов о нарушениях трудового законодательства, и почти все были связаны с травмами и смертями на производстве. Ни одного уголовного дела возбуждено не было: "Нет состава преступления".
И все же проверки инспекции остаются важным фактором, побуждающим работодателей заботиться об охране труда. Директор центра охраны труда областной Торгово-промышленной палаты Михаил Толстиков считает его основным:
- Очень хорошо, что на сайте Роструда каждый руководитель может увидеть, когда именно к нему по плану придут инспекторы, и подготовиться. Трезво оценить обстановку, пройти обязательное обучение по охране труда, получить консультацию. Чтобы вопросы инспекторов не были неожиданностью. Их интересует прежде всего обучение персонала и аттестация рабочих мест. А на предприятиях то инструкции по безопасности нет, то системы обучения. Некоторые упорно не желают заводить ставку инженера по охране труда.
Сотрудники центра и сами звонят в компании, которые стоят в плане проверок, предлагают помощь. Те, кто только что открыл свое дело, порой реагируют скептически: нас, мол, три года нельзя трогать. Как выясняется на семинарах по охране труда, большинство бизнесменов и не подозревают о наборе требований к безопасности на производстве.
- Кодекс законов о труде начинают держать за полноценный закон только когда приходит проверка. Мне кажется, основная причина такой беспечности - отсутствие контроля, - полагает Михаил Толстиков. - На территории области - 60 тысяч субъектов бизнеса, а инспекторов труда - лишь несколько десятков. Они могут физически не успеть посетить каждое предприятие даже один раз в 5-10 лет. Система охраны труда разваливается много лет, поэтому рост количества нарушений - увы, не неожиданность.
Кстати
В Воронежской области утверждена долгосрочная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на 2011-2015 годы" с бюджетом в 310 миллионов рублей. Результатом ее реализации должно стать, в частности, снижение уровня профзаболеваний и количества пострадавших от несчастных случаев на предприятиях региона.
Кроме того, благодаря дополнительным ассигнованиям из Фонда социального страхования местные субъекты бизнеса смогут направить свыше 49 миллионов рублей на финансирование предупредительных мер охраны труда. В этом году в регионе значительно выросло количество страхователей, желающих провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. И именно на эти цели планируют направить средства социального страхования руководители 126 из 312 предприятий. В 2009-м аттестацию провело всего 28 организаций.