В Общественной палате обсудили строительство новой трассы Москва - Санкт-Петербург
Прошедшие вчера общественные слушания по строительству скоростной автомобильной магистрали Москва-Питер в районе подмосковного города Химки стали заметным событием.
Как сказал после обсуждения секретарь Общественной палаты Евгений Велехов, всем сторонам была предоставлена возможность выступить и привести свои аргументы. На слушаниях были представители правительства, общественных организаций и жители Химок и Москвы, экологи. Как пояснили в Общественной палате, сегодня на сайте организации будет опубликован итоговый протокол слушаний, где учтены все мнения. В дальнейшем возможно проведение общественного совета палаты.
Общественная палата выслушивает разные, самые значимые точки зрения о продолжении строительства новой трассы Москва - Санкт-Петербург.
Как выяснилось, есть экологи за выбранный проект, а есть экологи, которые против прокладки трассы через Химкинский лес. Как и жители Химок: одни за старый маршрут, другие за новый. Общественная палата поставила перед собой задачу выслушать все точки зрения, обобщить и сделать доклад публичный, с которым может ознакомиться каждый.
Вчера во время обсуждения было высказано много "за" и "против" строительства дороги по избранному маршруту. Начал дискуссию, которая длилась два часа, глава Росавтодора Анатолий Чабунин. Он рассказал о существующих пяти вариантах прокладки трассы и о серьезной дорожной ситуации в районе Химок. При нормативно-пропускной способности Ленинградского шоссе в 40 тысяч автомобилей в сутки сегодня там проходит 134-178 тысяч авто. Фактическая скорость на трассе составляет всего 10 км в час.
Чабунин предупредил, что отсрочка строительства дороги может привести не только к дорожному коллапсу, но и к дополнительным вредным выбросам. Если сейчас на жителей Химок обрушивается 9750 тонн вредных выхлопов, то в ближайшие годы к ним прибавится еще 50 тысяч тонн.
По словам главы Росавтодора, проектирование нового маршрута займет 3-4 года, а само строительство будет отложено на 6-7 лет.
В случае положительного решения о продолжении строительства Росавтодор обещает взять на себя вопрос ликвидации несанкционированных свалок вдоль трассы, посадку деревьев, которые могли бы возместить вырубку. Помимо этого Росавтодор готов высадить деревья в районе Молжаниново и на Лосином острове. Росавтодор обещает также провести мероприятия по защите рыбоохранной зоны, построить пешеходный переход через канал им. Москвы, который сможет соединить левый и правый берега Химок. И установить современные очистные сооружения, гарантирующие, что бензин и другие химические компоненты с дороги не попадут ни в Яузу, ни в канал им. Москвы.
На слушаниях присутствовал и замминистра природных ресурсов Игорь Майданов. Он подтвердил, что Химкинский лес не имеет статуса федеральной охраняемой природной территории. Учитывая потери, которые уже есть по лесу, а там вырублено около 60 гектаров, Майданов предложил признать прокладку дороги через Химкинский лес наиболее приемлемым вариантом. Однако оговорился, что необходимо найти баланс между инфраструктурой проекта и охраной окружающей среды.
Затем слово взяла директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук, которая обнародовала проведенный ее центром опрос общественного мнения жителей Москвы и Московской области. Она сказала, что люди вынуждены менять привычки, свой распорядок дня, чтобы проехать на дачу или в другое место ночью. За срочное решение транспортной проблемы на Ленинградке высказалось большинство. 2/3 жителей Химок говорят, что существующая трасса не справляется с потоком транспорта. Некоторые опрошенные считают, что можно было бы реконструировать старую трассу - таких оказалось 27 процентов. За строительство новой дороги выступают 60 процентов. Причем только 18 процентов жителей Московской области хотят, чтобы новая трасса прошла через жилые массивы. При этом, но согласно опросу ВЦИОМа, 2/3 опрошенных поддерживают защитников Химкинского леса, но только 27 процентов предлагают поменять маршрут трассы.
Однако у активной защитницы Химкинского леса Евгении Чириковой в руках оказались данные двух других общественных опросов, по которым большое число жителей Химок высказались против прокладки трассы через лес. Чирикова объяснила, почему. Выбранный вариант, по ее словам, не решает транспортной проблемы, так как дорога упирается в Т-образный перекресток. Кроме того, по ее мнению, налицо нарушение Лесного кодекса. В итоге после прокладки трассы Химкинский лес просто не выдержит антропогенной нагрузки, уверяла эколог.
В то же время коренной житель Химок Владимир Харитонов, в свою очередь, сказал, что очень трудно добраться в город, который зажат между МКАДом, дорогой и аэропортом. В результате в самом городе складывается трудная дорожная ситуация, "скорая помощь" и пожарные машины не могут вовремя прибыть на место. А чтобы добраться до ближайшего метро, необходимо потратить более часа времени. Поэтому жители Химок уже собрали 18 тысяч подписей за строительство дороги по лесу.
Руководитель Института продвижения инноваций Общественной палаты Вячеслав Глазычев считает, что необходимо прорабатывать расширение существующего Ленинградского шоссе, хотя он и признал, что снос торговых центров повлечет за собой финансовые затраты. Высказал свое мнение и директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин. Он тоже за сохранение Химкинского леса, так как он является легкими города.
Эмоционально начал свое выступление академик РАН, член попечительского совета общероссийского общественного движения "КЕДР" Михаил Залиханов. По его мнению, необходимо обратить внимание на то, что Химкинский лес полон мусора. Он задался вопросом: почему экологи не акцентируют на этом свой интерес.
Представитель независимой экологической экспертизы Александр Белозеров высказался за строительство трассы и напомнил, что уже проведено восемь экспертиз, в том числе одна международная. А задержка строительства трассы и отсутствие хорошей дороги в регионе могут нанести ущерб экономике России. Выступила в защиту трассы и заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Алла Меламед. Она напомнила, что вариант строительства трассы обсуждался еще в 1970-х годах, и место было зарезервировано как раз в Химкинском лесу. Что касается варианта расширения существующей трассы, о котором говорили защитники леса, то Меламед пояснила: дорога свыше 10 полос становится нерентабельной. Если к существующим 6 полосам прибавить запланированные 10 от новой дороги, то получится 16-полосная магистраль. Кстати, проходящая по городу Химки.
Представитель Общественной палаты Анатолий Кучерена предложил проанализировать все мнения и пригласить специалистов для новой экологической экспертизы.
Глава минтранса Игорь Левитин поблагодарил всех, кто принял участие в обсуждении судьбы Химкинского леса, тех, кто посылает свои предложения в минтранс по строительству трассы. Однако напомнил: "Вся процедура выбора трассы осуществлялась в полном соответствии с законодательствами Москвы, Московской области и муниципалитета". Были пройдены все необходимые экспертизы. Проект был утвержден в соответствии с действующим Градостроительным кодексом. Левитин напомнил, что общественные слушания, как того требует законодательство, проходили в 2005 году среди жителей Химкинского района именно в тех населенных пунктах, которые находятся вблизи предполагаемой трассы. На обсуждении в ОП звучали и упреки, что ранее слушания проводились не так широко и активно. И это, вероятно, главный урок.