После долгого отсутствия на сцене Земфира решила больше играть сама. О чем говорила обозревателю "РГ" еще после пресс-конференции, приуроченной к переизданию трех первых альбомов.
Действительность превзошла ожидания. Земфира изменила звучание многих хитов. И теперь: то сама с удовольствием рубилась на электрогитаре, то демонстрировала виртуозную фортепианную технику, то технологическую подкованность во владении синтезаторными неистовствами.
Концертом в столичном "Крокус-Сити Холле" певица завершала свои первые после тура "Спасибо" мини-гастроли по СНГ. Трудно вспомнить, когда еще лишние билетики стреляли за сотню метров до концертного зала. Тем более что и сама Земфира в туре-возвращении захотела играть только в малых залах, ради чего в "Крокус-Сити Холле" даже задрапировали балкон.
На входе строгая охрана проверяла сумки, запрещая проходить с любой фото- и видеотехникой. А когда концерт уже начался, бдительные секьюрити подходили к тем, кто начинал съемку на мобильник, грозясь вывести из зала. Уверяли, что делают это по просьбе певицы, которая запретила проход на концерт фотографам и телекамерам. Зато уж тех фанатов, кто пробился в зал всеми правдами и неправдами, а поэтому счастливой и пританцовывающей толпой громоздился вдоль лестниц, уже не выгоняли. Относились с пониманием: "Земфира давно не выступала, вот и соскучились"...
Земфира - редкая из наших звезд, отличающаяся пунктуальностью, вышла на сцену почти с 45-минутным опозданием. Извинилась (что на российской сцене и вовсе эксклюзив), посетовала, что "простояла в пробках полтора часа". Строчки песни, открывавшей концерт (это была "Аривидерчи", начинающаяся со слов "Вороны-москвички меня разбудили..."), будто бы давали ответ на вопрос, кому только хорошо в непредсказуемых транспортных коллапсах.
Первые две песни были сыграны фактически нон-стоп, после чего Земфира поздоровалась с залом и внимательно оглядела переполненный партер. Откуда постоянно неслись разрозненные приветственные девичьи голоса. Оценка зала певице, безусловно, была важна, поскольку многие песни - те, на которых росло поколение конца 90-х, начала "нулевых", - Земфира впечатляюще и довольно неожиданно изменила. Примут ли их те, для кого прежде канонические песни становились фактически "гимнами жизни"?!
Первый блок был сыгран в жестком и напористом drum and bass. При этом выразительность хитов приобрела еще дополнительную упругую ультимативность и нонконформистскую жесткость. Под стать новому звучанию был и новый состав, в котором помимо Земфиры впервые оказались лишь двое - басист Алексей Беляев, предпочитающий атакующую и высокоэнергетическую манеру игры, и Николай Козырев, отвечавший на сцене за ритм-бокс и синтезаторы.
Сама Земфира в первой части программы предпочла играть на синтезаторах и клавишных. На песне "Созрела" (это там, где в рефрене строчка "а девушка созрела") она наконец-то выскочила из-за стойки и с компанейским криком "Девчонки!" вихрем пронеслась по сцене - так атаман оглядывает свое верное войско перед тем, как отправиться в новый важный поход... Второй блок оказался еще более впечатляющим и дерзновенным: теперь Земфира вышла с электрогитарой. Уже в формате чистого гитарного рок-трио (Козырев пересел за барабаны) группа плотно и дерзновенно отыграла следующую порцию хитов. Из песни "Искала" (звучавшую в фильме "Брат-2"), например, почти полностью исчез романтический флер и скрытое сожаление о неразделенной любви, которые сменили наступательные ритмы и гордая самоуверенность влюбленного человека. В роли лидер-гитаристки (в прошлых программах она преимущественно играла на ритме) Земфира чувствовала себя уверенно. И хотя сама певица со сцены назвала зал "пластмассовым", звукорежиссерам удалось добиться максимально возможного качества саунда.
А на заднике сцены меж тем шел показ небольших видеофильмов, сопровождавших песни (от того, чтобы снимать клипы и благодаря им раскручиваться на телевидении, Земфира давно отказалась). Режиссером предсказуемо стала Рената Литвинова, о чем Земфира благодарно сообщила со сцены. В трех видео одним из главных художественно-выразительных средств оказались причудливые очертания сигаретного дыма (в Одессе говорят, что шутка, повторенная дважды, - уже не шутка), хотя при этом эти небольшие фильмы были очень стильными и чувственными. Пусть и не совсем педагогичными, естественно, увы...
Третий блок концерта - тоже был щедр на открытия, неожиданности и новые проявления талантов Земфиры. Теперь она взяла в руки акустическую гитару и пригласила на сцену украинского пианиста Дмитрия Шурова, своего давнего друга. В его технике чувствуется самобытная и классическая школа игры. Вместе они переиграли еще несколько известных хитов, которые в этой программе обрели новую жизнь и звучание. В песне "Прости меня, моя любовь", например, оказалось, дремала фортепианная соната - что Земфира и Шуров виртуозно продемонстрировали на этом концерте.
Новых песен в туре пока не прозвучало. Хотя практически все хиты звучали уже как очередные премьеры. Но работа и над новым альбомом - уже в разгаре. Ожидается, что он выйдет в начале 2011 года. Хотя и нынешняя программа хорошо бы оказалась зафиксирована в звукозаписи в качестве очередного, теперь уже Live-3... Но об этих планах Земфира, увы, пока не говорит.