Завтра, 25 октября, в Санкт-Петербурге в Михайловском театре пройдет главная телевизионная церемония года - будут вручены премии ТЭФИ в категории "Лица". А сегодня в "РГ" президент Фонда "Академия Российского телевидения" Михаил Швыдкой отвечает на вопросы, касающиеся и премии, и телевидения в целом.
Российская газета: Михаил Ефимович. В этом году по-прежнему обсуждается тот факт, что каналы ВГТРК и НТВ в ряды телеакадемии так и не вернулись.
Михаил Швыдкой: Академия должна жить своей жизнью. Независимо от отношений каналов друг с другом, а они будут всегда очень сложными. Независимо от личных отношений людей. И она живет.
Да, в этом году лиц ВГТРК и НТВ нет, а программы - есть. В ТЭФИ "Профессии" и программа НТВ получила премию, и те, чьи работы представляют холдинг ВГТРК, - тоже. В конкурсе представили работы все производители, которые хотели.
Академия стала очень большой - у нас теперь 525 человек. Из них около 200 молодых людей. И я считаю, что не надо больше никого уговаривать вернуться. В этом смысле я себя исчерпал. Это была такая великая иллюзия, что нужно всех уговорить собраться и посмотреть друг другу в глаза. Чтобы Константин Львович сел за один стол с Олегом Борисовичем и Владимиром Михайловичем, и все заплакали от умиления... (Речь о руководителях трех федеральных каналов - Первого, "России 1" и НТВ: Константине Эрнсте, Олеге Добродееве и Владимире Кулистикове. - Прим. ред.) Этого не произойдет! И я ответственно заявляю, что это не мое дело.
Важно то, что после кризисных 2007 и 2008 года сегодня количество программ, которые представляются на конкурс ТЭФИ, выросло на треть.
РГ: Но это за счет регионов?
Швыдкой: Нет, не за счет регионов! Просто телевидения стало больше. И производители не боятся выставлять программы. Посмотрите - группа "СТС Медиа" - это три канала - СТС, "Домашний" и ДТВ, Национальная Медиа Группа - два канала - Пятый и РЕН и так далее.
РГ: Как вы думаете, в будущем производители контента для интернет-телевидения тоже будут выставлять программы на ТЭФИ?
Швыдкой: Мы недавно говорили с Эдуардом Сагалаевым, что имеет смысл заключить некое соглашение между НАТ, которую он возглавляет и Академией, чтобы программы кабельных телеканалов тоже стали частью большого конкурса. Поймите, с приходом цифры проблемы каналов-вещателей будут по-иному смотреться.
РГ: Вы сами смотрите интернет-телевидение?
Швыдкой: Я смотрю то, что я пропускаю в телеэфире и то, что выкладывают на Y-Tube. Наша Академия за последние два года благодаря усилиям ее директора Раисы Яковлевны Беспечной и самих академиков зажила нормальной полноценной жизнью. В год - четыре этапа ТЭФИ-регион, национальные премии в Москве и в Питере, школы телемастерства, вечера ветеранов телевидения... Мы делаем много работы.
Должен сказать, что учредители дают очень мало денег на Академию по сравнению с теми расходами, которые мы несем. Сегодня едва покрываются маленькие зар платы работников самой Академии и коммунальные услуги. Все проекты и программы мы делаем либо на гранты, либо собираем средства. Вот последние месяцы я занимался тем, что собирал деньги на церемонию ТЭФИ. Две церемонии ТЭФИ - это около 20 миллионов рублей. Немаленькие деньги.
РГ: Но я смотрю, что спонсоров много...
Швыдкой: Для того, чтобы их было много, нужно трудиться. Это не помощь телеканалов. Только что, например, мы подписали меморандум о проведении в 2012 году беспрецедентной выставки "Россия и Германия, 1000 лет вместе: политика, культура и искусство". Это - дорогой проект, огромные деньги. И сегодня - одна из моих обязанностей - сбор средств для Академии. Занятие не самое приятное. Тем не менее, я считаю, что в Академии сегодня нормальная академическая жизнь, что в первую очередь подтверждает наличие большого количества молодых людей.
РГ: А вам не кажется, что при таком положении вещей в Академии совмещается несовместимое? Например, в одной номинации на ТЭФИ фигурируют Анатолий Смелянский за программу "Высшее Я" из цикла "Михаил Чехов. Чувство целого" и авторы "Прожекторперисхилтона"?
Швыдкой: С одной стороны - это дико. С другой - это конкуренция сегодняшнего телевизионного пространства. И сам факт, что Смелянский стоит в одной тройке с "Большой разницей" и "Прожекторперисхилтоном" - это очень хороший знак. Это значит, что такие программы, как у Смелянского, попадают в поле зрения и круг интересов молодежи. Эта номинация - "Сценарист телевизионной программы". И Смелянский в ней - профессионал в компании профессионалов. И сам я болельщик и Смелянского, и "Прожектора..." в равной степени.
РГ: В этом году шум поднялся вокруг номинации "За личный вклад в развитие российского телевидения". Там тоже сопоставляется несовместимое: например, Ираклий Андроников рядом с Сергеем Светлаковым...
Швыдкой: Пришло новое поколение - люди, которые делают сегодняшнее телевидение. Они так видят, нравится это кому-то или нет. Это признак их культуры. Или, как нам кажется, недостаточно высокой культуры. Я надеюсь, что Екатерина Андроникова и вся его семья на меня не обидятся, но в той - советской - стране Театр Ираклия Андроникова, который был вовсе не научный...
РГ: Вы хотите сказать, что для того периода он был как "Прожекторперисхилтон" сейчас?
Швыдкой: В какой-то степени - да. Надо просто посмотреть на жизнь глазами другого поколения. Есть люди, у которых при упоминании "Школы" Валерии Гай Германики начинается приступ рвоты. Но тем не менее это - кино, которое действительно вернуло на телевидение молодежь.
РГ: Но независимые телекритики тоже отдали "Школе" свои голоса.
Швыдкой: При этом есть профессионально глубокие люди, которые считают, что "Школа" - это ужас. И ничего страшного! Мы не должны быть в плену собственных представлений и убеждений. Другое дело, что мы их должны отстаивать и формулировать. Для меня лично, если с кем-то и сравнивать Ираклия Андроникова, так с Анатолием Смелянским. Но нужно прислушаться и к другим.
РГ: А вам самому "Школа" нравится?
Швыдкой: У меня свои претензии к "Школе". Я бы ее сделал еще жестче и несколько сложнее. Потому что современная школа еще сложнее, чем нам показывают.
РГ: Во многих номинациях уже не первый сезон Первый канал борется сам с собой. "Тайны смерти" с "Тайнами любви", "Прожектор..." с "Большой разницей" и так далее.
Швыдкой: Тут ничего не сделаешь. Первый канал дает качественный продукт. То, что на конкурс не выставили свои работы продюсеры телесериалов, которые делаются на "России 1" - ошибка "России 1".
И этот канал, и "Культура" конкурировали бы с Первым на равных. Сериальная продукция на "России 1" - хорошая. Программы Брилева и Ревенко, пожалуй, даже лучшие на сегодняшнем информационно-аналитическом телевидении. Я сейчас не говорю о том, как они отличаются, например, от программ Максимовской. А о том, как это сделано. Это высокопрофессиональное телевидение. Обратите внимание - в Академии собрались люди, которые оценивают профессионализм. И в целом ряде "заездов", образно выражаясь, на ТЭФИ "Профессии" Первый канал выдвигал свои работы, а "Орфеев" получали другие.
РГ: "Зворыкин Муромец" "пролетел" в номинации "Лучший документальный фильм?
Швыдкой: Да. "Орфеев" вручали каналам "Культура", СТС, ДТВ... Первый канал получил то, что должен. Голосование абсолютно справедливое.