Они сами называют себя не группой, а "звуковой системой" (своего рода творческой тусовкой, в которой крутятся, смешивая идеи, музыканты, продюсеры, диджеи, художники), и отказываются признавать "трип-хоп" в качестве названия своего музыкального стиля, рожденного в 90-х.
В первом лидер Massive Attack, композитор и художник Роберт Дель Ная (творческий псевдоним - 3D) совершенно прав - в МА всегда был костяк из 3-4 музыкантов, а записывать альбомы и выступать на концертах им всегда помогали самые разные исполнители. Но что касается трип-хопа, словосочетания, возникшего, видимо, от английского trip - путешествие, то, безусловно, музыка "звуковой системы" всегда была путешествием по жанрам и стилям. В альбомах МА, первый из которых был выпущен в 1991-м, намиксовано всего - тут и реггей, и хип-хоп, и джаз, и соул, щедро заправленные электронными ритмами, скрепленные компьютерными наложениями и украшенные спецэффектами.
...Сцену украшали лишь выстроенная в ряд аппаратура и узкое электронное табло. Но вот - серебряный шелест, синий свет, за спинами музыкантов забегали тонкие лучи прожекторов, забулькали сэмплы и - удар! еще удар! А вот и тема, в которой все узнали United Snakes, которой МА открывают концерты последних лет, пошедшая под тяжелый апокалипсический барабан.
В начавшейся, казалось бы, песне о любви Babel нежнейший голос Мартины Топли-Берд на фоне пульсирующего механического ритма и ослепляющих зал красных сполохов вдруг начал выпевать о том, что в нынешнем, полном ненависти мире совершенно невозможно разобраться, кто рядом с тобой - друг, враг, мужчина, женщина. Совершенно обез-оруживающей по подаче оказалась другая песня из последнего альбома группы Heligoland - Splitting the Atom ("Расщепляя атом"). В удары электронного барабана вдруг вкралась "трещинка" (расщепление же!), прожектора над сценой образовали ядерный "трилистник" и всех накрыл густой голос ("Исчезнет все, мы станем невидимыми делимыми"), призывающий остановиться в уничтожении друг друга.
Как тут было не вспомнить, что Heligoland - это по-русски Гельголанд, остров, превращенный англичанами в свою военную базу, на котором когда-то прозвучал самый мощный неядерный взрыв в истории. МА - группа социально неравнодушная, и если у нас эту музыку любят за мощь и красоту, то на Западе еще и за актуальность тем, которые эта музыка со всей своей мощью подчеркивает.
Тема противостояния живой души автоматизирующемуся миру, весьма актуальная для западной интеллигенции, звучала чуть ли не в каждой песне. Впрочем, Massive Attack стараются быть актуальными в каждой стране, где выступают. На Mezzanine по электронному зад-нику побежали курсы доллара и рубля, сведения о доходах на душу населения в США и России, а, внимая Inertia Creeps, мрачной песне о зацикленности бытия, зал с изумлением увидел на световой стене заголовки родной "желтой" прессы с фамилиями Михалкова и Водонаевой.
На десерт нашей публике (к слову, заполнившей зал ДС "Мегаспорт" едва ли наполовину) были предложены суперхиты. С первых тактов публика в зале узнала падающую электронными каплями Teardrop - красивейшая тема известна во всем мире как заставка к сериалу "Доктор Хаус" (музыка МА давно разобрана по фильмам и сериалам, назовем "Большой куш", "Матрицу", "Мулен Руж", "Дэнни цепной пес"). А настоящей кодой концерта стала быстрая, волнующая соул-баллада "Неоконченная симфония" - всего лишь о любви.