Август Мейер обвинил инвестиционный фонд TPG Capital в рейдерском захвате компании "Лента"

Август Мейер, владелец 40,6% акций санкт-петербургской розничной сети "Лента", обвинил американский инвестиционный фонд TPG Capital в рейдерском захвате компании. Об этом представители акционера (председатель совета директоров Lenta LTD Дмитрий Костыгин, генеральный директор ООО "Лента" Сергей Ющенко и управляющий партнер фирмы Magisters Дмитрий Дякин) заявили во вторник журналистам.

Конфликт собственников популярной сети гипермаркетов "Лента" начался в прошлом году с продажи предпринимателем Олегом Жеребцовым 35,4% акций Lenta LTD компании Luna Inc., принадлежащей TPG и "ВТБ-Капитал". Часть этих акций - 4,6% - TPG впоследствии продал компании Svoboda Corp. Августа Мейера, тем самым увеличив его пакет до 40,6%.

В феврале этого года Мейер решил воспользоваться своим правом, закрепленным в акционерном соглашении, поменять генерального директора "Ленты". Им на тот момент являлся голландский подданный Ян Дюннинг. В одном из недавних интервью Мейер признался в том, что Дюннинг, как управленец, его не устраивал, поэтому он хотел вернуть на это место Сергея Ющенко, в деятельности которого акционеру "нравилось больше всего - темп роста компании и открытие 12 новых магазинов за один год". Чего не смог, по его словам, достичь Ян Дюннинг, "несмотря на то, что у него уже осенью 2009 года были купленные участки и деньги на строительство" новых магазинов. Мейер назвал 2007 год "золотым веком" для "Ленты" и, по его словам, "хочет вернуть компанию в "золотое" для нее время".

Как пояснил Дмитрий Костыгин, согласно акционерному соглашению, председатель совета директоров компании назначается на год поочередно каждой стороной, а "гендиректора мы имеем право заменить, если сочтем это нужным, без всяких условий". Но в феврале представители TPG попросили пока не менять гендиректора, а посмотреть, с какими результатами под руководством Дюннинга сеть гипермаркетов закончит первый квартал. В апреле переназначение также не состоялось, а в начале мая, по словам Костыгина, партнеры по бизнесу "четко дали нам понять, что будут искать всякие причины, чтобы не исполнять свои обязательства по договору".

27 мая 2010 года состоялось собрание совета директоров ООО "Лента", на котором решался вопрос о назначении генеральным директором компании Сергея Ющенко вместо Яна Дюннинга. Члены совета директоров со стороны Luna Дмитрий Швец и Тимофей Демченко, присутствовавшие в начале собрания, покинули его, отказавшись голосовать за нового топ-менеджера. Однако, как объяснил Костыгин, для принятия решения кворума, который, по уставу компании, составляет 4 человека, оказалось достаточно, и Сергей Ющенко на законных основаниях стал гендиректором "Ленты".

Представители Luna не согласились с таким решением и подали в арбитражный суд Британских Виргинских островов. По словам Дмитрия Костыгина, их главным требованием было введение обеспечительных мер, запрещающих принятые 27 мая советом директоров резолюции, а главным аргументом обращения в суд - тот факт, что их уведомили о собрании совета директоров не за 10 дней, а только за 7. Суд не подтвердил нарушения их прав и отказал в обеспечении иска.

Со своей стороны Август Мейер также обратился в Международный арбитражный суд Лондона, чтобы в судебном порядке подтвердить свое право назначать гендиректора ООО "Лента". Суд принял решение в пользу Мейера и 27 июля 2010 года на законных основаниях стало последним рабочим днем Яна Дюннинга. Уже 4 августа Федеральная налоговая служба зарегистрировала Сергея Ющенко в ЕГРЮЛ в качестве гендиректора сети гипермаркетов. А через два дня представители фонда TPG обнародовали свою резолюцию за подписью Дмитрия Швеца и Тимофея Демченко, на основании которой Межрайонная инспекция ФНС N 15 зарегистрировала Яна Дюннинга в ЕГРЮЛ как гендиректора "Ленты".

По словам Дмитрия Дякина, "юридическая законность данного документа вызывает большие сомнения, что является целью для его проверки в судебной инстанции", поскольку решение двух членов совета директоров из семи нелегитимно. Кроме того, утверждает Дякин, была допущена масса других нарушений, а также технических и концептуальных ошибок, что также будет проверяться в судах.

"Мы попытались объяснить Яну Дюннингу и его представителям, что у них на руках - неправомерный документ, который не дает им законных оснований для осуществления каких-либо действий от имени компании "Лента", - рассказал Сергей Ющенко. - Они удалились на какое-то время, но потом вернулись в сопровождении представителей правоохранительных органов".

События следующего дня, 14 сентября, были широко освещены в прессе. Представители Августа Мейера охарактеризовали их как "силовой захват сети гипермаркетов "Луна" американским фондом TPG". Сергей Ющенко, который в тот день защищал свой офис, видел, как "бились стеклянные двери, бросались пачки американских долларов сотрудникам службы безопасности компании, чтобы отвлечь их от происходящего". Дмитрий Костыгин рассказал, что в штурме центрального офиса "Ленты" принимали участие не менее 20 представителей ЧОПов и с четвертой попытки им удалось проникнуть в здание.

"На сегодняшний день офис компании "Лента" находится под контролем лиц, которые не являются гражданами РФ, не имеют права на работу в России, - говорит Сергей Ющенко, - которые совершают противоправные действия, а государственные структуры, стоящие на страже законности, бездействуют".

В компании Luna придерживаются противоположной точки зрения на происходящее и считают, что "восстановление прав Яна Дюннинга - яркий пример того, что в современной России на практике действуют принципы корпоративного управления и законности, принятые в цивилизованном мире, и что методы ведения бизнеса, типичные для 90-х годов прошлого века, сегодня неприемлемы". При этом на видео, предоставленном журналистам, отчетливо видно, что именно представители частных охранных структур - непременный атрибут рейдерских атак "лихих 90-х" - врываются в здание офиса "Ленты", а милиционеры спокойно наблюдают за этим со стороны.

Ранее Август Мейер заявил, что причиной конфликта, приведшего к силовым действиям со стороны его партнеров по бизнесу, стал тот факт, что "они нарушили условия нашего договора". "Никакого собрания или голосования совета директоров не проходило, как не было и никакого сообщения о том, что оно будет или было. Все делалось тайно. Используя этот документ, они зарегистрировали Дюннинга в ЕГРЮЛ, а потом штурмом захватили офис", - сказал владелец "Ленты". Назвав Дюннинга "нечестным человеком", который "прекрасно знает, что не существует легитимного решения о назначении его на должность генерального директора", Мейер подчеркнул, что он, как бывший прокурор, очень тщательно подбирает слова.