Давид Рудман: Самбо еще предстоит войти в программу Олимпиад

Накануне юбилея одного из самых известных в стране детских спортивных клубов мы побеседовали с его основателем Давидом Рудманом.

Заниматься в "Самбо-70" было и престижно, и модно. А популярность человека, ставшего родоначальником заветной секции - Давида Рудмана, - была сравнима в 1970-е разве что с популярностью героев-футболистов. Теперь клуб уже давно превратился в центр образования, есть даже целая сеть секций по стране, но "Самбо-70" по-прежнему именуют "Школой Рудмана".

Российская газета: Давид Львович, вы - шестикратный чемпион СССР по самбо, чемпион Европы и мира, ныне почетный президент Международной любительской федерации самбо (FIAS). Но главным своим достижением, я знаю, считаете создание школы "Самбо-70". Почему?

Давид Рудман: Для меня это очевидно. Ну, выиграл я титулы, заработал звания - заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР... А дальше что? Когда же я создал школу, я почувствовал - и чувствую до сих пор, что не зря прожил жизнь. Я дал возможность людям тоже стать чемпионами. И они ими стали. Среди воспитанников - и двукратные, и трехкратные победители первенств мира. Многие стали тренерами. А во-вторых, благодаря школе у ребят, у тех, кому было это необходимо, появился шанс изменить судьбу к лучшему. Они нашли друзей. Школа - это наша семья. Сейчас бывшие ученики приводят уже не детей - внуков своих.

РГ: 28 сентября у "Самбо-70" юбилей - исполняется 40 лет. Поздравляем!

Рудман: Спасибо, а знаете, почему именно 28 сентября?! Просто в этот день в 1970 году я провел первую тренировку в школе. Это была московская школа N 113 в Черемушках, которую построили прямо у дома, где мне дали квартиру. Пришел к директору, спросил: "Можно организовать секцию самбо"? Можно. На первую тренировку пришли 13 ребят. Кстати, один из них потом стал чемпионом мира.

РГ: А сейчас ваши выпускники завоевывали звание чемпиона мира несколько десятков раз - и не только по самбо, но и по дзюдо, карате.

Рудман: На юбилей приедут, наверное, около тысячи воспитанников из разных стран мира.

РГ: Давид Львович, а почему все-таки самбо? Ведь был еще такой вид, как дзюдо, по которому вы тоже становились чемпионом страны.

Рудман: У меня даже не было мысли организовывать секцию по дзюдо. С какой стати? Это же японский вид единоборств. Хотя боролись мы и по самбо, и по дзюдо. За рубежом мы надевали кимоно и выступали как дзюдоисты. Любопытно: мне многие говорили, что, мол, самбо не перспективно в отличие от дзюдо, включенного в олимпийскую программу. А я таким людям отвечал: как раз все наоборот. Дзюдо уже достигло своего пика - что может быть выше Олимпийских игр?! А у самбо - будущее, этому виду еще предстоит войти в программу Олимпиад.

РГ: В виртуальной энциклопедии в статье "самбо" часто фигурируют три фамилии - Федор Емельяненко, Давид Рудман и Владимир Путин. Действительно ли Владимир Владимирович считал вас кумиром в самбо?

Рудман: Ну, это лучше у него спросить. Но то, что Владимир Владимирович Путин в среде самбо пользуется уважением, это факт. В 2005 году он стал почетным президентом FIAS.

Полную версию интервью читайте на сайте www.rg.ru