Судьба этого павильона в Царском Селе одновременно счастлива и трагична.
Холодные бани, или, как их еще называют, Агатовые комнаты, - это единственный объект, который сохранился с XVIII века практически без переделок и не пострадал во время войны.
Именно поэтому он долгие годы ждал реставрации - к работам приступили только сейчас, когда уникальные интерьеры оказались под угрозой.
Яшмовые интерьеры
Удивительно, но факт: Агатовые комнаты - никакие не агатовые, а яшмовые.
Этот павильон Чарльз Камерон построил по желанию Екатерины Второй. Императрице очень хотелось иметь каменные интерьеры - в духе древних греков и римлян. Для оформления комнат отдыха на втором этаже были привезены подлинные камины и флорентийские мозаики. Камерон также создал два кабинета, стены которых были полностью облицованы камнем - уразовской темно-красной, темно-зеленой калканской и удивительной красной с зелеными прожилками кушкульдинской яшмой. Название интерьерам дали самоцветы - в XVIII веке уразовскую яшму называли мясным агатом.
Интерьеры Камерона сохранились практически без изменений - Холодные бани ни разу капитально не перестраивали и даже не ремонтировали, только подновляли.
- С точки зрения российской культуры или какой-то табели о рангах Агатовые комнаты - это объект всероссийского масштаба, совершенно уникальный именно благодаря тому, что он оригинальный, совершенно аутентичный. Отделка сохранилась в том виде, в каком ее видела Екатерина, - рассказывает директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова. - Конечно, она немножко состарена временем, состояние требует реставрации, но пока не было серьезных реставрационных усилий, и слава богу. Чем аутентичнее объект, чем он более соответствует оригинальному замыслу и воплощению, тем он более ценен для истории, и в этом смысле Янтарная комната даже проигрывает Агатовым, потому что это все-таки новодел.
Зима и лето
Реставрация Агатовых комнат началась практически вынужденно. После прошлой морозной зимы в здании образовались протечки. А ведь каменная облицовка залов и так довольно плохо переносит сильные перепады температур от зимы к лету - павильон задумывался как летний, и система отопления в нем не предусмотрена. В Агатовом кабинете стала отставать яшмовая облицовка, потолочная живопись отслоилась от основы, появилась угроза для золоченой лепнины на потолке.
Однако работу специалистов нельзя считать стихийной. Фактически подготовка к реставрации началась в 2004 году, сразу после 300-летия Петербурга, когда подарком городу от Царского Села стала воссозданная Янтарная комната. Почти 7 лет реставраторы занимались изучением материалов и технологий, использованных в интерьерах. Сейчас документация для полного комплекса реставрационных работ практически готова, однако судьба их такова, что окончательно никогда нельзя сказать, что все изучено и сюрпризов не будет.
Бригада реставраторов под руководством Бориса Игдалова тем временем работает над комплексом проблем Агатового кабинета. Мастера по золочению осторожно размывают потолок. Время, дыхание людей, различные испарения оставили свой след - подлинный цвет оказался совсем не таким, как виделся первоначально. Живописный слой уже аккуратно сняли с потолка и отправили на реставрацию. Специалисты по камню фиксируют отслоения яшмовых пластин от мастики. В дальнейшем все их предстоит укрепить, а осыпавшиеся фрагменты воссоздать заново. К счастью, месторождения XVIII века еще сохранились, и некоторое время назад и уразовская, и кушкульдинская яшма была закуплена.
Реставраторы и меценаты
Мы поднимаемся по каменным ступеням уникальной консольной лестницы на второй этаж Холодных бань. Кажется, что ступеньки парят в воздухе: они крепятся только к стене, и лестница спиралью возносится вверх как бы сама по себе. С потолков местами осыпалась лепнина. Уникальная живопись на бумаге отстает и скручивается в неопрятные листы с потеками. С подлинных римских каминов осыпались мозаики и накладки. Бронзовые двери, облицованные яшмой, то и дело зияют черными пятнами утраченных фрагментов. Общее впечатление - заброшенного дома.
- Все не так страшно, это только на первый взгляд, - утешает Борис Павлович. - С точки зрения специалистов, здесь все в нормальном состоянии, учитывая возраст постройки и отделки.
В это время реставраторы снимают со стены часть бронзового фриза, и вслед за ним начинают осыпаться кусочки каменной облицовки, которые, как оказалось, только и держались на этой металлической "подпорке". Все их тщательно соберут, пронумеруют, а потом вернут на место.
Работать мастерам приходится в довольно сложных условиях. Например, минувшим летом температура воздуха под потолком, где работают специалисты по золочению, доходила почти до 35 градусов. Зимой эти работы и вовсе придется прекратить - при низкой температуре специальные растворы не действуют. Однако жизнь в Агатовых комнатах все же не замрет.
Весь комплекс реставрационных работ в Холодных банях может занять около трех лет - при условии постоянного стабильного финансирования. А сумма нужна не маленькая - около 250 миллионов рублей.
При этом, по словам Ольги Таратыновой, основная надежда - на благотворителей и меценатов.
Тем временем
Осенью в Царском Селе откроется экспозиция еще в одном отреставрированном павильоне. Нижняя ванна в Екатерининском парке будет демонстрировать различные виды русских бань, в том числе и те, которыми пользовались при императорском дворе.