На 12 процентов увеличилось в этом году число выявленных преступлений коррупционной направленности в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).
А в Южном федеральном округе за этот же период количество подобных преступлений, наоборот, снизилось почти на 10 процентов. Однако, по мнению заместителя генерального прокурора России Ивана Сыдорука, ни в первом, ни во втором случае статистика не отражает истинной картины. Об этом он заявил в минувшую пятницу в Геленджике, где собрались руководители правоохранительных органов ЮФО и СКФО.
Иван Сыдорук отметил, что уровень коррупции на Юге России остается высоким и кардинального перелома в сфере борьбы с ней до настоящего времени не произошло. Хотя за восемь месяцев было возбуждено пять тысяч уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, многие из них, как показал анализ, являются малозначительными. "Работа правоохранительных органов продолжает строиться на достижении количественных показателей", - заметил заместитель генпрокурора России. В республиках Северного Кавказа активно выявляют малозначительные преступления, а "крупная рыба" продолжает уходить из сетей. Так, в Чечне, Ингушетии и Дагестане практически не ловят взяточников, хотя в других регионах эта работа заметно активизировалась: полторы тысячи уголовных дел возбуждено с начала года по фактам взяточничества.
За восемь месяцев свыше тысячи человек осуждены судами округов за совершение коррупционных преступлений, но лишь четверть из них - к реальному лишению свободы. К тому же далеко не во всех случаях суды принимали решения о назначении виновным дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Прокурорами выявлено свыше 27 тысяч нарушений закона в сфере государственной и муниципальной службы, в суд направлено около 1800 исков, а экспертиза нормативных правовых актов выявила коррупциогенные факторы в каждом десятом. По мнению участников совещания, отдельные органы власти неэффективно используют свои полномочия. Принятые в регионах антикоррупционные программы зачастую носят декларативный характер и в большинстве случаев недофинансируются.
Впрочем, принятие программы вовсе не свидетельствует о решимости власти не на словах, а на деле бороться с мздоимством. К примеру, на Кубани, где есть такая программа, недавно был заключен контракт на поставку в одно из лечебных учреждений города Краснодара магнитно-резонансного томографа общей стоимостью 126,7 миллиона рублей. Баснословная цена импортного медицинского оборудования, которое планировали купить за счет бюджетных средств, шокировала прокуроров. И немудрено: проверка показала, что с помощью цепочки посредников она оказалась значительно завышенной. Подобные факты выявлялись прокурорами и в других регионах российского Юга.