Российским исполнителям сузыки не достается даже трети сборов от продажи билетов

Музыканты сегодня получают лишь 10 процентов дохода от продажи новых альбомов. Всего 30 процентов достается легальным звукозаписывающим компаниям. Остальное гребут под себя "пираты". Вот такая получается у нас "некультурная статистика".

"Я потрясен этими цифрами", - не скрывал эмоций президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, выступая на заседании "Меркурий-клуба". Причем они касаются не только шоу-бизнеса, но и академической музыки, которая, вопреки расхожему мнению о ее кончине, с каждым годом становится все более востребованной.

Какие необходимо принять меры, чтобы поддержать симфонические оркестры, композиторов, солистов, защитить их автор ские права, в том числе и на заработанные деньги? Этим вопросам и было посвящено очередное заседание "Меркурий-клуба".

Чаще всего упоминали так и не принятый за 12 лет закон о культуре. Лед тронулся только в апреле этого года, когда в Госдуме прошли парламентские слушания "О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре". Но пока так и не удалось прийти к общему мнению по главному вопросу: "Должна ли культура выйти на самоокупаемость, или ей все-таки необходима стабильная государственная поддержка?" Не ответив на него, признал главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Юрия Силантьева Александр Клевицкий, не имеет смысла двигаться дальше. И надо отдать должное деятелям искусств, они не намерены полностью переложить свои проблемы на плечи государства. Музыканты готовы и умеют зарабатывать, но беда в том, что слабая законодательная база, практика применения уже существующих норм не дает им возможности полностью воспользоваться плодами своего труда.

Первая проблема - крайне слабая защита авторских прав. "Доля доходов непосредственных создателей музыки - исполнителей, авторов и композиторов - составляет немногим больше 20 процентов от общих доходов легальной музыкальной индустрии", - сообщил директор департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ Николай Гетман. Однако, по оценкам экспертов, "белый" оборот российской музыкальной индустрии в 2009 году составил всего 1,44 миллиарда рублей. Если же учесть теневой оборот, то доля авторских доходов упадет как раз до 8-10 процентов.

И здесь без помощи государства не обойтись. Только с его участием, считают музыканты, можно разработать общую стратегию защиты отечественного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции. Николай Гетман напомнил опыт стран Евросоюза, где введена уголовная ответственность не только за изготовление и сбыт, но и за приобретение контрафактной музыкальной продукции.

Вторая проблема - оплата за концертную деятельность. Выручка от продажи билетов могла бы вывести многие коллективы почти на самоокупаемость. Но, увы, устроители концертов безбожно занижают количество проданных билетов. На 35-70 процентов, утверждает представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности Эрик Вальдес-Мартинес. И предлагает создать единую автоматизированную систему сбора сведений о продаже билетов. А также принять закон о гастрольно-концертной деятельности, где были бы прописаны права и ответственность не только музыкальных коллективов, но и устроителей концертов.

Третья проблема - государственные гранты из федерального бюджета. Это, пожалуй, единственный вопрос, обсуждаемый на заседании "Меркурий-клуба", который напрямую касался выделения госденег на деятельность музыкальных коллективов. Таких премий, считает Александр Клевицкий, должно быть больше, а оформление документов на их получение необходимо упростить. И что особенно важно, заметил музыкант, выдвижение коллективов на гранты надо сделать более прозрачным. Уже после заседания, в кулуарах "Меркурий-клуба", эксперты не раз упоминали Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, который еще ни разу не получал грант. В то же время он не может себе позволить большую концертную деятельность, поскольку постоянно занят на записи музыки к кинофильмам.

Четвертая проблема - меценатство и частно-государственное партнерство в музыкальной деятельности. Их развитие могло бы решить большинство финансовых проблем музыкантов. На Западе, приводили пример участники дискуссии, есть внебюджетные фонды, в которые даже начинающий композитор может обратиться со своим проектом. И получить деньги на его реализацию. Вложения в академические музыкальные жанры - это своего рода венчурные (высоко рискованные) и долгосрочные инвестиции. Никто не может дать полной гарантии, что новый проект принесет прибыль. А если и принесет, то не сразу, как это может быть в шоу-бизнесе. Задача государства, считает Александр Клевицкий, создать законодательную базу для таких внебюджетных фондов, заинтересовать предпринимателей, например, налоговыми преференциями, вкладывать в них деньги.

И, наконец, пятая проблема - острейший дефицит музыкальных менеджеров. Как правило, в России художественный руководитель оркестра совмещает еще и должность директора. Другой вариант в большинстве случаев просто невозможен. Продюсеров для академической музыки - днем с огнем не сыщешь. Поэтому, считают участники дискуссии, необходимо дополнить проект закона об образовании специальным положением, которое бы предусматривало создание системы подготовки современных управленческих кадров для академических музыкальных коллективов.

Понятно, все пять проблем надо решать комплексно. Тем более это далеко не весь список вопросов. По мнению участников дискуссии, необходимо разработать и принять национальную программу по культуре. К сожалению, на заседании Меркурий-клуба не было представителей профильных ведомств, хотя их и приглашали. Однако, как обещал Евгений Примаков, результаты обсуждения в концентрированном виде будут изложены в записке для руководства страны.

Прямая речь

Галина Ратникова, министр культуры Правительства Московской области:

- Свои надежды мы связываем с более активным участием бизнеса. Следует добиться, чтобы культура была доступна людям с любым достатком.

Затягивать с этой работой нельзя. В обществе постепенно исчезает потребность посещать объекты культуры. К тому же они порой труднодоступны - и в материальном, и в географическом смысле. В 1980-е годы на выезде, то есть "в провинции", в глубинке, давалось до 46 процентов спектаклей. Сейчас - 7 процентов. Половина детей Московской области никогда не посещали театр.

Сергей Скрипка, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии:

- Хорошая музыка нужна для воспитания ума. Но для этого она должна быть доступной. Где люди могут ее услышать? По радио, по телевидению ее практически нет. Концертных залов по стране мало. Я отнюдь не считаю, что вся популярная музы-ка плоха. Но людям должно быть доступно и другое искусство.

Я 35 лет работаю с оркестром в подмосковном Жуковском. Все концерты проходят с аншлагом. Администрация города давно поняла, что они нужны, что симфонический оркестр - недешевое удовольствие. И помогают. У Российского государственного симфонического оркестра кинематографии нет такой поддер жки.

Мы пытаемся зарабатывать. Выкроили время, проводим по абонементам цикл "Живая музыка экрана". Четвертый сезон собираем полные залы. Но этого мало. В принципе оркестр постоянно находится на грани выживания. Что я могу предложить своим музыкантам? 9-13 тысяч рублей в месяц. Это не заработок, особенно в Москве.