Твердое и лаконичное "Да!" стало ответом академика Алферова на вопрос о том, удовлетворен ли он результатами первого заседания Консультативного научного совета "Сколково", состоявшегося в Москве под его и Роджера Корнберга председательством.
С похожим настроением, судя по оживленному обмену репликами, покидали зал и другие члены совета. Академик Владимир Фортов, на минуту задержавшись, откровенно заявил, что у него эта встреча кроме положительных эмоций пробудила желание публично высказаться по вполне конкретному вопросу - как мешает развитию наукоемких технологий и сколько неоправданных барьеров создает для ученых 94-й ФЗ.
Директор Института радиотехники и электроники РАН академик Юрий Гуляев коллегу поддержал и заострил другую проблему - насколько трудно сейчас в России пробиться с новыми разработками даже маститому ученому, не говоря уже о талантливой молодежи. Чтобы вырваться из замкнутого круга, создать цивилизованные каналы для коммуникации науки с бизнесом, а бизнеса с наукой, поддержать доморощенные таланты, а в помощь им и ради здоровой конкуренции привлечь в Россию интеллект из-за рубежа, и задуман мегапроект под условным названием "Сколково". О ключевых идеях, которые в него заложены, и о том, какие организационные задачи удалось решить за пять месяцев официального существования Фонда развития и коммерциализации новых технологий, рассказал его президент Виктор Вексельберг. Он особым образом подчеркнул, что главная цель - "создание среды, в которой могла бы существовать и развиваться инновационная деятельность".
По словам Вексельберга, уже есть договоренность с Минфином РФ, что под проекты "Сколково" на 2011-2014 годы будет выделено 85 миллиардов рублей. Если удастся обеспечить софинансирование из внебюджетных источников в соотношении 50 на 50, то это "укладывается в представления о потребностях".
После того как было рассказано о градостроительной концепции иннограда в Подмосковье и о том, кто и на каких условиях сможет там жить, слово попросили профессор Д. Бимберг, исполнительный директор Института физики твердых тел (Берлин), и его коллега из США доктор Ф. Фрост (представитель Teva Pharmaceutical Industries Ltd.). Их искреннее беспокойство было связано с одним очевидным обстоятельством. Не футуристические проекты города для избранных, а устранение бюрократических и коррупционных барьеров (г-н Бимберг назвал это "административной гидрой") в инновационной среде, достойная оплата труда ученых ("конкурентная не только по российским, а по меркам европейским и мировым") - вот что, по их мнению, может привлечь в Россию уже состоявшихся исследователей. И предопределить выбор в пользу собственной страны у выпускников российских вузов.
Виктор Вексельберг в ответ дал понять, что это, безусловно, будет учтено. А всю практическую работу, по его словам, предполагается развернуть внутри пяти кластеров - по числу приоритетных направлений модернизации, которые определены руководством страны. Для отбора конкретных проектов по этим направлениям предусматривается создать пять экспертных коллегий. А к шести ранее объявленным функциям Консультативного научного совета теперь добавляется еще одна - с учетом его рекомендаций будет формироваться персональный состав экспертных коллегий. Задача таких коллегий, как следует из проекта Положения о Консультативном научном совете, "проверять заявки на соискание статуса участника проекта".
Между тем
Работу самого КНС предлагается регламентировать таким образом, чтобы он собирался не реже четырех раз в год. Предусмотрен принцип ротации. В проекте Положения записано, что члены совета "работают за вознаграждение", включая компенсацию расходов, связанных с деятельностью в рамках КНС (проезд, проживание). Как ожидается, проект Положения о КНС с учетом высказанных замечаний и уточнений юридического характера может быть утвержден на очередном заседании Совета фонда "Сколково" в январе 2011 года. А второе заседание КНС - уже "абсолютно рабочее", напутствовал коллег академик Алферов - состоится, по его же словам, в феврале следующего года.