"БелАЗы" будут собирать в Челябинске
Беларусь по праву гордится своими карьерными самосвалами "БелАЗ". Завод по их производству в городе Жодино недалеко от Минска - крупнейший в своем роде. Здесь выпускается каждая третья в мире машина такого класса. Всего изготовлено более 130 тысяч гигантов на колесах грузоподъемностью от 27 до 360 тонн. Однако и Россия вправе разделить эту гордость. Дело в том, что в свое время завод был построен при активном участии российских предприятий и специалистов, и сейчас значительная доля материалов, узлов и деталей поступает в Жодино из союзной страны. К слову, от 70 до 90 процентов машин затем туда же и отправляется для эксплуатации. Недавно это сотрудничество обрело новое измерение. В Челябинской области в ОАО "Коркинский экскаваторно-вагоноремонтный завод" открылось совместное сборочное производство по выпуску самосвалов марки "БелАЗ".
Предполагается, что уже в следующем году из стен предприятия выйдет около 100 самосвалов грузоподъемностью 30, 45 и 55 тонн. Пока они будут состоять из узлов, частей и деталей, изготовленных в Беларуси. Однако если на машины совместной сборки будет спрос, то возрастет объем выпускаемой техники, модельный ряд станет шире. А наиболее металлоемкие детали, такие как кузов, весящий порой десятки тонн, будут изготавливаться на месте. И в этом - главное преимущество совместного производства. А на самом БелАЗе, в перспективе, высвободятся возможности для создания еще более совершенных машин. Сейчас по заказу угледобывающих компаний Кузбасса здесь выпускаются 320-тонные гиганты, а не так давно был собран первый 360-тонный тяжеловоз. Прогресс идет не только по линии увеличения грузоподъемности. Так, примерно два года назад на предприятии в содружестве с учеными НАН Беларуси началась разработка самосвала-"беспилотника" грузоподъемностью 130-136 тонн. Эта машина-робот способна работать в карьере практически любой глубины, в любую погоду, днем и ночью. Предполагается уже в ближайшее время наладить сборку таких "умных" самосвалов. Есть и заказчик - в следующем году планируется поставить "беспилотник" по контракту для Сибирской угольной энергетической компании.
Ставка на постоянное совершенствование продукции себя оправдывает. За первые 8 месяцев нынешнего года экспорт карьерных самосвалов из Беларуси возрос более чем в 2,5 раза. Даже если результат этого года в целом окажется несколько скромнее, специалисты уверены, что он не менее чем на 10 процентов превзойдет показатель самого удачного 2008 года. В том числе и за счет расширения поставок в Россию. Но не только туда, а и в ряд новых стран - Сербию, Анголу, Египет. А в Венесуэле и Китае также планируется открыть сборочные производства. Все это несет прямую выгоду и российским предприятиям, поставляющим Белорусскому автозаводу свою продукцию.