С 28 октября по 7 ноября в Москве проходит четвертый "Большой фестиваль мультфильмов", который собрал более 300 мультипликационных новинок со всего мира.
Это уникальный шанс увидеть столько анимационных фильмов, как полнометражных, так и совсем коротеньких, отечественных и зарубежных, премьерных и в ретро спективах, одновременно.
Открывает фестиваль картина "Иллюзионист" знаменитого француза Сильвена Шоме, режиссера "Трио из Бельвилля", полнометражного авторского анимационного кино, доказавшего, что такой формат может иметь коммерческий успех.
Три программы самых свежих российских мультфильмов поделены на фестивале по возрастным критериям. На программу "Следы невиданных зверей" можно идти с маленькими детьми, на "Приливы туда-сюда" - с детьми-школьниками, а "Со вечора дождик" - программа для взрослых.
Среди премьер есть и такие, которые уже заслужили мировое признание на других фестивалях. Это картина "Со вечора дождик" Валентина Ольшванга (так же называется и программа фестиваля). Сказка про Деда, случайно поймавшего Русалку и пригревшего ее у себя на печи. Третий фильм о жизни на берегу океана, подчиненной приливам и отливам, - "Приливы туда-сюда" Ивана Максимова. И фильм "Беззаконие" Натальи Мальгиной из цикла "Рассказы Чехова".
Будут показаны и совсем новые работы: "Метель" Марии Муат, кукольный фильм по повести Пушкина и "Шатало" Алексея Демина, снятый по рассказам Юрия Коваля и повествующий о черном коте по имени Шатало, которого опасалась вся деревня.
В этом году в программе фестиваля появился новый проект - "Фабрика мультфильмов". В одном из больших цехов фабрики технических бумаг "Октябрь" начинает работать свой завод по производству мультфильмов, созданный из бумаги и картона с помощью студентов одной из лучших московских киношкол - школы-студии ШАР.
Все желающие смогут под руководством аниматоров нарисовать и оживить своих персонажей, а также, после урока со специалистами по технике речи, озвучить свое произведение.
Показы проходят с 28 октября по 7 ноября в кинотеатрах "Пионер", "Художественный", "Вымпел" и "Ролан".
Мария Терещенко, программный директор "Большого фестиваля мультфильмов":
- Четыре года - это небольшой возраст для фестиваля, но мы за это время сильно изменились. К нам стали приезжать зарубежные гости, в программе фестиваля появились выставки и мастер-классы. Формируя программу фестиваля, мы хотим отразить в ней тенденции развития анимации. У нас есть программа документальной анимации, самого актуального направления в современной мультипликации. Параллельно с ней пройдет ретроспектива студии Aardman Animations, знаменитой не только фильмами про Уоллеса и Громита, барашка Шона и "Побегом из курятника". Мы покажем ранние работы этой студии - пионера жанра документальной анимации.
Игорь Ковалев - ученик Федора Хитрука и Юрия Норштейна. Один из основателей школы и студии анимации "Пилот". Единственный мультипликатор в мире, трижды удостоенный премии Гран-при кинофестиваля в Оттаве.
Российская газета: Каково положение авторской анимации в мире?
Игорь Ковалев: Коммерческая анимация полностью задавила авторскую. И это верно не только для России, но и для всего мира. Советский Союз был счастливой страной, в которой до 80-х годов можно было свободно заниматься авторской анимацией. Был "Союзмультфильм", появилась студия "Пилот", так или иначе, но эти студии производили именно авторскую анимацию. За рубежом в первую очередь оценивается коммерческий потенциал анимационной картины, и финансовую поддержку получает только то, что можно хорошо продать. Меня сейчас удивляет то, что в нашей стране с такой богатой анимационной школой, с культурой анимации, ведь были же и у нас великие развлекательные фильмы, такие как "Золотая антилопа", "Снежная королева", нет производства мультипликационных телесериалов. В российский эфир выходят считаные работы: "Смешарики", "Лунтик", "Маша и медведь". Этого очень мало.
РГ: На ваш взгляд, традиция советской школы анимации сохраняется?
Ковалев: Конечно. Есть единая культура, влияние того же Хитрука и Норштейна. Я бы даже сказал, что чувствуется слишком большое влияние советской школы. Хотелось бы увидеть от молодых режиссеров более самостоятельные работы. На фестивалях, просмотрах современной русской анимации очень мало авторских вещей, в общей массе фильмы молодых режиссеров - это стремление к мультику, а не к серьезной анимации.
Сезон охоты 3
Winx Club 3D. Волшебное приключение
Мегамозг 3D
Правдивая история Кота в сапогах
Альфа и Омега