Завершил работу военно-морской салон Euronaval-2010

Во Франции завершил работу военно-морской салон Euronaval-2010. Впервые российская экспозиция оказалась в центре внимания, а интенсивность работы нашей очень представительной делегации была, можно сказать, экстремальной. Вообще на этом салоне для нас многое было впервые, хотя участвует Россия в военно-морских показах здесь с 1996 года.

Впервые как самостоятельная бизнес-единица выставлялась Объединенная судостроительная корпорация. Премьера прошла успешно. Президент ОСК Роман Троценко, впервые приехавший на салон в качестве топ-менеджера ведущей российской корпорации, не вылезал из переговорных комнат и буквально разрывался на части представителями опять же ведущих мировых судостроительных корпораций. Совершенно неожиданно выяснилось, что в области судостроения с Россией хотят дружить и сотрудничать все. Тайну сию приоткрыл первый замминистра обороны Владимир Поповкин. Он сказал, что в самой большой технической модернизации сегодня нуждается Военно-морской флот. По его словам, нам нужны не только самые современные боевые корабли, но и новые технологии. И под это в любом случае придется выделять большие деньги. Естественно, освоить российские капиталы с радостью готовы многие акулы мирового судостроительного бизнеса. Отсюда почти ажиотажный интерес к нашей стране на салоне Euronaval-2010.

Еще Владимир Поповкин обозначил весьма показательную тенденцию того переговорного процесса, который активно шел на салоне. Он сказал, что дешевле и проще было бы "позаимствовать" технологии так, как это делают некоторые страны, закупить через посредников необходимое оборудование и, обновив производство, начать копировать лучшие мировые достижения в судостроении, выдавая их за свои разработки. Однако позиция России, как твердо заявил первый замминистра обороны, отвечающий за вооружение армии, авиации и флота, - исключительно цивилизованный подход ко всему, что касается сотрудничества в области высоких технологий. Мы не намерены заниматься "технологическим пиратством". Мы будем соблюдать все международные права, в том числе, на интеллектуальную собственность.  Все технологии будем закупать официально и только по разумным ценам.

Прояснилась ситуация по закупке Россией универсальных десантных кораблей (УДК) типа "Мистраль". Несмотря на то, что переговоры по закупке французских УДК шли с нарастающей интенсивностью, сейчас они полностью остановлены. Во всяком случае, формально. Объявлен тендер. И сейчас ожидается поступление необходимых документов от тех судостроительных фирм, которые специализируются на производстве именно таких кораблей. Кстати, их не так уж и много. Тем не менее, Владимир Поповкин сказал, что контракт на закупку иностранных УДК для отечественного ВМФ может быть заключен до конца года. Если это случится, то данный тендер можно заносить в книгу рекордов Гиннеса как самый молниеносный в мире. Обычно тендеры, на которых решаются вопросы о закупке военной техники такого уровня и такой стоимости, длятся годами, и не всегда завершаются ожидаемым контрактом.  

Владимир Поповкин прибыл на Euronaval-2010 во главе весьма представительной делегации военного ведомства, состав которой публично не афишировался. Основную часть делегации составляли, естественно, представители различных служб ВМФ, руководил которыми главком - адмирал Владимир Высоцкий. Столь солидная делегация наших военных на салоне присутствовала также впервые. Договоренность о высоком статусе делегации была достигнута во время сентябрьских переговоров министров обороны России и Франции. Кстати сказать, французский министр обороны Эрве Моран посетил российскую экспозицию практически сразу после официального открытия Euronaval-2010 и оценил ее высоко.

Проблемы с технологическим обновлением отечественных судостроительных предприятий, о чем говорится и на высоком уровне, существуют, но достижения у наших корабелов тоже немаленькие. По ряду направлений мы ничуть не отстаем от мирового уровня.

На военно-морском салоне в Ле Бурже впервые показали пусковую установку для семейства крылатых ракет Club-K, размещенную в стандартных морских грузовых контейнерах. Это позволяет любой гражданский контейнеровоз очень быстро переоборудовать в боевой ракетоносец. Такого проекта нет нигде в мире. Ряд стран уже проявили интерес к этому российскому предложению, начались предконтрактные переговоры.

Впервые за рубежом показаны радарные комплексы нового поколения для подводных лодок, разработанные концерном "Гранит-Электрон". Тонкости новинки понятны, наверное, лишь специалистам. Но ясно, что отечественные радарные и перископные системы ни в чем не уступают американским и европейским, а в чем-то и превосходят их.

Во всех военных флотах мира на смену огромным боевым кораблям приходят небольшие скоростные, но хорошо вооруженные корветы, фрегаты и крейсера, что было хорошо видно на салоне Euronaval-2010. В этом направлении судостроения мы не отстаем. Целую серию малых ракетно-артиллерийских кораблей предлагает Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. Судостроительный завод имени Горького, расположенный также в Зеленодольске, способен строить такие корабли на самом высоком техническом уровне. Об этом корреспонденту "РГ" уверенно заявил гендиректор предприятия Ренат Мистахов. Он же сказал, что 19 ноября в Зеленодольске состоится закладка гражданского многофункционального корабля нового поколения типа река-море проекта А145. Макет этого корабля был представлен на салоне и производил очень хорошее впечатление, что отмечали даже зарубежные морские специалисты.

Интересные проекты показало Нижегородское ЦКБ им. Р.Е. Алексеева. Оно специализируется на создании кораблей на подводных крыльях и экранопланов. Сейчас эти направления как бы в тени общего развития мирового судостроения. Но вполне возможно, здесь ожидается бурный ренессанс. На прошедшем салоне уже показаны зарубежные проекты и новых кораблей на подводных крыльях и новых экранопланов. Руководитель ЦКБ Сергей Платонов сказал, что интерес к нижегородским разработкам заметно растет, появились даже предложения от иностранных производителей о совместных работах по экранопланам для береговой обороны.

Интересная тенденция обозначилась в сфере обучения экипажей морских судов. Здесь происходит настоящая революция. Создаются совершенно уникальные морские тренажеры. И опять же, Россия в лидерах. Лишь нашим специалистам из предприятия "Кронштадт" удалось создать комплексные тренажеры, на которых имитируются все возможные ситуации  управления кораблем, в том числе на каждом рабочем месте. Как ни странно, но столь комплексного подхода, в силу его сложности, в мире не практикует никто. Показательно, что Рособоронэкспорт, продавая наши боевые корабли за рубеж, теперь включает в опцион предварительную  поставку тренажеров, и заказчики на это охотно идут.

Вот один лишь пример. Вьетнам заказал в России фрегаты типа "Гепард". Первый корабль должен поступить на службу в ВМС Вьетнама в следующем году, а комплексный тренажер там уже работает. В нем 56 рабочих мест, моделируются все боевые части корабля, все интегрировано. И вьетнамские экипажи  полностью готовы к эксплуатации фрегата совершенно нового поколения.   

Впрочем, тема качественного обучения плавсостава, в первую очередь с помощью тренажеров, как лишний раз подтвердил Euronaval-2010, становится настолько важной, что требует отельного разговора.

Перспективные проекты демонстрировало Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" из Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью кораблей, создающихся в этом ЦКБ, является то, что их надстройки созданы из композиционных материалов. Это значительно повышает скрытность.

Например, корвет проекта 20382 разработан с использованием стелс-технологий. Наклон его угловатых бортов составляет 8%. Широко используются специальные углеродные покрытия. В комплексе это позволяет снизить радиолокационную заметность корабля более чем на 50%.  

Интерес посетителей экспозиции "Алмаза" вызывал и проект катера-перехватчика с механизированным днищем. Такой катер развивает скорость свыше 50 узлов. Он идеально подходит для служб береговой охраны.

Гендиректор и генконструктор предприятия Александр Шляхтенко с гордостью сказал корреспонденту "РГ", что созданный под его руководством корабль проекта "Молния" очень высоко оценили американцы, и  обводы подводной части  корпуса "Молнии" послужили основой для проектирования новейших кораблей ВМС США типа "Фридом". Обводы эти придают кораблю, по словам генконструктора, совершенно уникальные ходовые качества. Действительно, "Молния" прекрасно ходит до глиссирования на скоростях около 30 узлов, а на глиссировании очень быстро развивает скорость свыше 40 узлов. Запас хода от 2200 миль до 2800. Аналогов в мире нет! И ведь сделали это чудо морской техники наши инженеры. С другой стороны получается, что американцы это достижение пиратским образом увели. А мы ведь против технологического пиратства.

Если говорить о зарубежных экспозициях, то, пожалуй, самая большая - французская. Интересен был раздел подводного флота. Корпорация DCNS показывала макет перспективной скоростной лодки под названием "Барракуда". Чем-то этот проект напоминал скоростные субмарины, проектировавшиеся в Питерском КБ "Малахит" еще во времена, когда город назывался Ленинградом. А титановую "Барракуду" когда-то построили в Горьком на заводе Красное Сормово. И по своим характеристикам наша "Барракуда" по сей день превосходит почти все многоцелевые атомные подлодки в мире, в том числе - перспективную французскую.

Предлагают французы для подводных лодок и воздухонезависимые энергетические установки. В том числе, для широко распространенных дизельных типа SCORPENE. По словам разработчиков таких электрохимических установок, установка их вместо дизелей и аккумуляторных батарей позволяет приблизить характеристики неатомных субмарин к возможностям АПЛ.

Euronaval-2010 не предполагал публичных дней. Он работал в полузакрытом режиме только для специалистов. И настоящим специалистам был очень интересен.  

Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, весьма активно работавший на салоне, пришел к выводу, что для России сейчас складываются просто уникальные возможности в области гражданского судостроения и боевого кораблестроения. Мировой рынок в этой области перенасыщен. А наша страна объявила о кардинальном обновлении промышленности и флота. Естественно, это вызывает бум. По словам Пухова, ряд фирм, никогда не проектировавших вертолетоносцы, привезли на салон проекты таких кораблей и постарались разместить их поближе к российскому павильону. Спрос рождает предложение. И если нам удастся грамотно выстроить переговорный процесс с зарубежными партерами, а также всю политику по обновлению технологии судостроения, то Россия окажется в абсолютном выигрыше. При этом, по мнению Руслана Пухова, мы должны не только покупать, но и активно продавать продукцию ОСК. А то, что у нас есть хороший товар на продажу, как раз и показал военно-морской салон в Ле Бурже.