Проблема московских пробок станет для власти тестом на дееспособность. Дмитрий Медведев уверен, что проверку эту пройти можно, хотя и будет сложно. За эту сложность он отдельно "поблагодарил" предыдущего столичного градоначальника.
Вчера глава государства собрал в резиденции "Горки" совещание на тему, которая в принципе могла бы стать делом исключительно одного отдельно взятого города. Однако, когда в мэры Москвы выдвинули Сергея Собянина, ни он, ни федеральные власти не скрывали, что на решение московских проблем необходимо навалиться, как говорится, всем миром. И для начала выбрали ту, которая является самой болезненной для москвичей.
- Она очень остра, ее решение носит безотлагательный характер. Сделать это можно, хотя это непростая задача, - заявил президент. - От организации движения в Москве, от того, насколько рационально устроено дорожное сообщение, от количества пробок зависит не только настроение миллионов москвичей, но и огромного количества людей, которые приезжают в столицу. От этого зависит функционирование институтов власти, управления.
Да и просто жизни людей часто ломаются на дорогах, начиная от дорожно-транспортных происшествий и заканчивая опаздывающими на вызовы из-за пробок каретами "Скорой помощи". "Решение этой задачи я буду держать на личном контроле", - заявил глава государства.
Внимание президента к дорожной обстановке в столице связано еще и с тем, что поставленная задача возведена им же в ранг всероссийской. "Это тест такой на дееспособность власти, - подчеркнул Медведев. - Это сложная задача, поэтому ее надо решать всем, а не новом мэру одному, и не Собянину вместе с министром (транспорта. - Прим. "РГ") или губернатором Московской области. Все должны заниматься".
Медведев не забыл и тех, кто долгие годы пускал транспортные вопросы Москвы на самотек. Теперь властям придется работать в той обстановке, которая сложилась в столице, потому что сносить бездумно построенные дома новое руководство города не может. И здесь потребуются комплексные меры, а не только деньги.
- Я поручаю правительству России, мэру Москвы, губернатору Московской области в координации с министерствами и ведомствами подготовить окончательный вариант комплексного решения этой проблемы, - заявил Дмитрий Медведев.
Но если сносить нельзя, то, по крайней мере, взять под жесткий контроль возведение новых торговых комплексов просто необходимо. Президент посоветовал Собянину лично решать вопросы строительства торговых комплексов и складов в городе. "А то завтра проснетесь, и опять половина Москвы отдана под соответствующие объекты", - предупредил он. А Москва, по словам президента, небезразмерная.
Как только слово взяли ответственные чиновники, стало понятно, что подготовились они к встрече с президентом основательно. Предложения о совершенствовании московского транспортного узла лились рекой.
Министр транспорта Игорь Левитин предложил ограничить в Московском регионе движение иногородних автобусов, равно как и запретить въезд в регион грузового автотранспорта с 07.00 до 22.00 по рабочим дням и круглосуточно в выходные и праздничные дни. При этом в самой Москве он хотел бы довести количество автовокзалов минимум до пяти, пассажирские микроавтобусы в столице заменить на более вместительные, а на самих дорогах сузить полосы движения и ввести отдельную для общественного транспорта.
- То, что можно будет сделать для выделения дополнительных полос для общественного транспорта без дополнительного строительства, будет сделано в ближайшее время, - согласился мэр Москвы Сергей Собянин.
Глава минтранса также выступил за оптимизацию работы столичных светофоров, которые должны в нужное время работать в режиме зеленой волны в направлении в зависимости от интенсивности потока. Особенно это актуально для трасс в радиусе 20 километров от МКАД. "У нас не должно быть ни одного светофора, ни одного пешеходного перехода", - заявил Левитин.
Помочь столице сможет и железнодорожный транспорт, который к 2015 году должен в Московском регионе перевозить 13 процентов пассажиров вместо нынешних восьми. "Москву и область можно связать скоростными электропоездами", - считает Левитин.
Мэр столицы в свою очередь хочет сконцентрироваться на развитии московского метро, где, по его расчетам, надо строить по 15 километров линий в год, что потребует ежегодно 45-50 миллиардов рублей. Причем он заметил, что речь идет о строительстве новых веток, а не о продлении существующих.
Что касается лишних и тормозящих движение в столице объектов, то их Собянин хочет выводить из города. "У нас около 70 процентов складских помещений России сосредоточено в Москве. Такой объем логистической перевалки невозможно обеспечить на таком маленьком пятачке", - заключил он.
Приступит новая столичная власть и к сносу всякого рода самостроя, который мешает расширению дорог. Самый первый анализ показал, что таких объектов в городе как минимум 600: ларьки, павильоны, которые были построены без разрешения Москомархитектуры.
Есть вопросы и по крупным объектам. Так, мэр Москвы заявил, что без изменения транспортной инфраструктуры нельзя вводить в строй "Москву-Сити", где на 300 тысяч рабочих мест рассчитано всего 30 тысяч машино-мест на парковках. "Можно себе представить, что на эти 300 тысяч рабочих мест, а это в основном офисы, могут приехать не 30 тысяч автомобилей, а 500-600 тысяч. То есть мы устроим мгновенный коллапс в центре города", - заметил Собянин.
Для развития московского транспортного узла мэрия столицы, руководство Московской области и министерство транспорта намерены создать координационный совет, а также уже достигнута договоренность с областью о создании единого диспетчерского центра управления движением транспортного узла Москвы и Московской области. "Без создания такого единого центра регулирование движения сегодня практически невозможно", - заключил Сергей Собянин.