В большинстве стран с развитой экономикой идеи создания инновационных центров возникали в головах у бизнесменов, знающих высокую цену интеллекту, воплощенному в патенты, технологии, бренды. В мире не секрет, что именно интеллектуальная собственность приносит наибольшую экономическую прибыль. Нашим бизнесменам это еще предстоит понять. Может быть, поэтому Россия идет своим путем - "сверху". Государство в лице президента РФ проявило инициативу создания иннограда "Сколково", обозначив тем самым свою заинтересованность в развитии в стране прикладного научного бизнеса, способного вывести Россию на новый экономический, социальный и международный уровень.
На днях Россию посетила делегация глав американских венчурных фондов во главе с губернатором Калифорнии. Бизнесмены изучали возможности финансирования наших научных проектов. Международное участие в проекте "Сколково" продемонстрирует российским предпринимателям пример работы с интеллектуальной собственностью, а также даст толчок развитию интеллектуального рынка в нашей стране.
Идея Центра разработки и внедрения инновационных технологий в "Сколково" позволяет создать полноценный модернизированный полигон для развития инноваций, который сможет объединить усилия лучших умов российских и западных ученых. "Сколково" станет школой инновационной экономики, фабрикой передовых технологий, основой для постиндустриальной промышленности на базе технологий.
"Сколково" - тот самый симбиоз бизнеса и науки, которого в России до сих пор не было, "Сколково" впервые формирует понятие и статус исследовательского бизнеса, в который должна трансформироваться прикладная наука России. Эта прикладная наука должна ориентироваться на рыночный заказ. При этом научные идеи и разработки продаются в виде прав на технологии. Российская рыночная экономика пока не использует такой инструментарий, как продажа прав на технологии. В России нет и промышленности, основанной на них. А ведь это главные составляющие инновационной экономики. И мы должны запустить эти новые для России рыночные инструменты и механизмы.
До сих пор из российской науки уходила молодежь, вообще наука в России была бедная, поскольку никогда не финансировалась через рынок, в чем ее прин ципиальное отличие от Запада. Около 700 тысяч российских ученых сегодня работают за границей. Это - лучшие умы страны. Недавно это еще раз доказали наши ученые, живущие и работающие в Великобритании, которые получили Нобелевскую премию в области физики! Так вот "Сколково" создаст для них рабочие места в России. Этот проект прямого действия - он направлен на возвращение российской науки из-за рубежа. Мы приняли основополагающие законы о "Сколково", и теперь этот вопрос будет решен через запуск механизма, инструментов инновационной экономики, финансирования науки рынком.
При одинаковых условиях с Европой запуск рыночного финансирования российской науки, которого в России никогда не было, увеличит его объемы в 30-40 раз, т.е. до 10-15 триллионов рублей. Сегодня государство вместе с бизнесом, доля которого составляет около 20%, вкладывают в прикладную науку 350 миллиардов рублей.
Проект "Сколково" создает особые условия для работы российского инновационного бизнеса. Но надо понимать, что "сколковский" механизм - это не льготы, а специальный юридический и правовой режим для бизнеса в сфере науки. Он распространится на предприятия, занимающиеся исключительно исследовательской деятельностью и продающие ее результаты (в т.ч. заключающие договоры о купле-продаже интеллектуальной собственности). Для того чтобы работать в рамках "сколковского" проекта, до 1 января 2014 года необязательно находиться непосредственно на территории "Сколково". Поэтому инновационные предприятия из разных регионов страны смогут принять в нем участие.
Все расходы по созданию инфраструктуры для иннограда федеральные власти берут на себя. Задача - создать максимально комфортные условия для выхода российской науки на мировой интеллектуальный рынок, где она сможет на равных конкурировать с любой зарубежной наукой. К сожалению, на сегодняшний день таких равных условий нет. Так, например, если какая-либо западная компания захочет заказать в России технологию, то сейчас она этого сделать не сможет, потому что отечественная наука не умеет работать с рыночными инструментами. При этом государство теряет значительную прибыль, поскольку цена одной технологии на мировом рынке доходит до миллиарда долларов. А ведь таких заказов у страны может быть до сотни в год. Теперь представьте, сколько стоят эти потери в денежном эквиваленте!
Понятно, что введение рыночных механизмов в нашу интеллектуальную сферу реально увеличит ее капитализацию. У рыночного финансирования прикладной науки есть свои безусловные преимущества - это контроль инвесторов за каждым вложенным в проект рублем, и отсутствие административных препятствий, и, конечно же, взаимная заинтересованность науки и бизнеса в новых разработках.
"Сколково" запускает принципиально новую рыночную инновационную экономику в нашей стране. Технопарки, малые предприятия при институтах - это были предварительные проекты, это подготовительная сфера индустриальной экономики. Так, например, принятый закон о малых предприятиях при вузах не решает задачу, поскольку такие предприятия работают эффективно только в условиях рынка интеллектуальной собственности. А в России его пока нет. Поэтому закон не дал ожидаемых результатов.
Мы же говорим сегодня уже о постиндустриальном периоде, поэтому сопоставлять прежние начинания с нынешними - все равно что сравнивать высшую математику с арифметикой. В проекте "Сколково" принципиально другие методы решения экономических проблем. Сам термин "модернизация" принадлежит постиндустриальной эпохе. Это другой принцип функционирования производств. Предприятия в его рамках не крупные, а средние и даже малые, но они высокоэкономичны, технологичны и экологичны, с высокой производительностью труда. Цикл производства таких предприятий короткий, а следовательно, гибкий. В этом заключается принципиальное отличие от индустриальной эпохи. Россия просто не сможет поднять производительность труда на базе гигантов индустрии. Все машиностроение в мире - небольшие предприятия.
России необходимо запустить новые рыночные инструменты и механизмы, поскольку модернизация промышленности включает три основных направления:
1. Развитие прикладного научного бизнеса;
2. Запуск инструментов и механизмов рынка промышленной интеллектуальной собственности;
3. Капитализация промышленной интеллектуальной собственности на предприятиях (тип промышленности на базе технологий).
Сделав законодательный задел для развития прикладного научного бизнеса, нам предстоит огромный объем работы по второму направлению - самому емкому по количеству инструментов и механизмов законодательному полю. Это регистрация, оценка, учет, залог, страхование, продажа, а также устранение системных барьеров в сфере оборота прав на промышленную интеллектуальную собственность: административных, налоговых, таможенно-тарифных, упрощение процедур патентования и др., в том числе в приобретении и продаже технологий за рубеж. По оценкам наших экспертов, необходимо изменить около 113 федеральных законов, а также принять свыше 10 новых.
Для третьего направления нужны следующие меры:
-проведение оценки и постановка на баланс предприятий имеющейся на предприятиях интеллектуальной собственности (в том числе и директивными методами, ведь мы уже почти привыкли к масштабному промышленному беззаконию, когда технологии повсеместно используются на российских предприятиях без оформленных на них прав);
-предоставление под обеспечение интеллектуальной собственности предприятий государственных гарантий на сумму до 1 трлн рублей на формирование рынка промышленной интеллектуальной собственности;
-введение системы экономических стандартов;
-распространение на государственное финансирование НИОКР принципов контроля механизма государственных капитальных вложений.
Эти направления формируют новый тип экономического законодательства, и эта работа потребует не одного года. Кроме того, идет политическое сопротивление, поскольку в результате в стране произойдет смена класса собственников. Поэтому Госдуме приходится принимать и политические заявления по этому вопросу. Необходимо перенести политический центр тяжести в направлении модернизации, для чего сегодня, как никогда, необходима стратегическая координация общества.