Сотрудников ГИБДД вооружат алколазерами, выявляющими пьяных водителей на расстоянии
В следующем году гаишники намерены начать испробовать на нас, автомобилистах, новый прибор.
Он распознает пары алкоголя до контакта с инспектором: например, на дороге перед подъездом к посту ДПС.
Прототип этого прибора был продемонстрирован на выставке "Интерполитех" в Москве. Надо сказать, что разрабатывать прибор начали давно: еще в 2007 году "Российская газета" писала об этом чуде техники, и тогда разработчики предполагали, что он поступит на вооружение ГАИ уже в 2009 году. Но кризис и все остальные побочные эффекты отодвинули разработку на более дальние сроки. Сейчас на "Интерполитехе" было заявлено, что приборы появятся уже в следующем году. Правда, пока в качестве экспериментальных. На разработку датчика под шифром "Бутон" государство выделило 24,6 млн рублей.
Допустим, движется автомобиль в среднем ряду в пробке. И вдруг на перекрестке гаишник выдергивает его из потока. Далее следует стандартная процедура: документы, подышите сюда... Как инспектор выбрал из потока именно эту машину? Новый прибор позволяет выявить содержание алкогольных паров в закрытом автомобиле на расстоянии. Разработка эта появилась в лабораториях научно-производственного предприятия "Лазерные системы". Именно лазерный луч (для здоровья участников движения, кстати, безвредный) через лобовое стекло определит наличие паров алкоголя в салонной атмосфере. Водителям не помогут и отговорки, что, мол, запах от незамерзайки. По словам разработчиков, прибор легко отличает пары этанола от метанола, содержащегося в большинстве жидкостей для стеклоочистителя. Он достоверно определяет 1 ppm алкоголя, то есть одну миллионную долю! Для сравнения, 1 промилле - это одна тысячная доля. На объем салона автомобиля среднего класса такой выхлоп может дать человек, употребивший либо литр пива, либо 100 грамм водки, коньяка или виски.
Другое дело, употреблял ли алкоголь сам водитель? Или пассажиры "надышали"? Для выяснения этого водителя придется проверить на алкогольный выхлоп. Если он чист - машина может ехать дальше. Система может фиксировать наличие паров алкоголя в автомобиле, двигающемся со скоростью до 120 км/ч.
Прибор будет подтверждать лишь наличие или отсутствие паров алкоголя в салоне. Их количество в выдыхаемом воздухе - дело алкотестеров в руках инспекторов.
Принцип действия прибора, как поясняют разработчики, - лазерная спектроскопия. У каждого вещества есть свой спектр поглощения. Если правильно его подсветить каким-либо световым пучком - в данном случае лазером, то по обратному сигналу можно вычислить, что было поглощено, и таким образом предположить наличие того или иного вещества.
Эти аппараты будут выпускаться в двух видах: мобильных и стационарных. Согласно заявленным параметрам дистанционный датчик должен обеспечивать распознавание паров этанола при концентрации от 150 мкг/л и более в диапазоне от 5 до 150 км/ч. Время детектирования - от 0,01 до 0,1 с, а дальность - не менее 15 м для переносного прибора и не менее 25 м для стационарного.