Игорь Угольников: На съемках "Бресткой крепости" удалось собрать уникальную команду профессионалов

С 4 ноября картину "Брестская крепость" можно будет увидеть во многих кинотеатрах - количество копий велико - 500 - и соответствует масштабу проекта.

До премьеры, которая состоялась 3 ноября в кинотеатре "Пушкинский", у фильма уже появились свои зрители: картину в один день - 22 - июня показывали и в самой Брестской крепости и на Московском международном кинофестивале.

А начиналась работа над фильмом еще в январе 2007 года. Именно тогда Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза) выступила с инициативой его создания. Это предложение получило одобрение и поддержку Совета Министров Союзного государства. Автор идеи и продюсер картины председатель ТРО Союза Игорь Угольников. С ним накануне премьеры и встретилась обозреватель "РГ".

Российская газета: Вы зачитывались в детстве книжкой "Брестская крепость"?

Игорь Угольников: Рассказывать о фильме всегда начинаю с того, что в юности отец дал почитать мне эту книгу Сергея Сергеевича Смирнова. Никогда не думал, что смогу подобраться к этой теме. Но когда четыре года назад мне предложили возглавить телерадиовещательную организацию Союзного государства, я согласился еще и потому, чтобы сделать шаг к осуществлению своей мечты.

РГ: Знаю, что на премьеру приглашены родственники Сергея Смирнова.

Угольников: У Сергея Сергеевича два сына. Оба известные люди - Константин и Андрей Смирновы. Мы пригласили и их, и вдову Сергея Сергеевича, и других родных.

РГ: Наша газета, в частности приложение "Союз", много раз писала о фильме. Однако какие важные этапы его производства выделяете вы?

Угольников: Поддержка фильма руководством страны для меня очень важна. Это правильно, поскольку фильм некоммерческий и убедить прокатчиков вложиться в его рекламу тяжело. Но реклама, безусловно, будет - в том объеме, в котором возможно ее сделать. Ожидание фильма зрителями крайне велико, и это радостно. Естественно, мне нужно было "пробить" на этот фильм госбюджет. И здесь меня поддержали и парламентарии, и все руководство Союзного государства. Хотя не без проблем. Сценарий пришлось переписывать много раз, в том числе и потому, что у всех было свое воззрение на то, как должна быть сделана картина. Например, ветеранские организации Белоруссии писали письма, что им не нравится сценарий, потому что в нем советские солдаты сдаются в плен.

РГ: Ветераны в отечественном кино привыкли к другому.

Угольников: Да. Однако же так оно и было в истории защиты Брестской крепости - многие тут же сдались. Именно поэтому надо было оставить в сценарии этот момент - чтобы ярче был виден героизм тех, кто остался до конца.

Белорусская сторона настаивала на том, чтобы в соавторах сценария был их земляк, и мы пригласили Алексея Ануфриевича Дударева. Потом "бодались" за будущие права на фильм. Весь круг вопросов мы "утрясали" в течение года. Должны мы были снимать в 2008 году, но не успели.

Мы все снимали в Бресте. Там были выстроены уникальные декорации. Что очень важно и сразу чувствуется, в картине снимались местные жители - брестчане. У них другие глаза и понимание того, в чем они участвуют. Если говорить о достоинствах фильма, то это еще и то, что удалось собрать уникальную команду профессионалов. И эти люди - своим отношением, терпением, проникновением в тему войны - сделали чудо!

РГ: Говорят, что на показе фильма в Брестской крепости, который прошел летом этого года, ночью, был холод, но при этом люди не уходили и досматривали до конца.

Угольников: Наша задача была показать фильм первый раз, даже в не прокатном варианте, 22 июня. Мы не успевали, не хватало денег на постпродакшн. Я обратился к Совету Министров с просьбой о возможности найти дополнительные деньги, чтобы погасить задолженность перед "Беларусьфильмом" - около 13 миллионов российских рублей. И нам нужно было 15 миллионов российских рублей для того, чтобы закончить картину к сроку. Сделать качественную компьютерную графику, доделать звук и так далее. И 16 марта Владимир Владимирович Путин перенес заседание Совмина, включающего в себя этот вопрос, в Брест, и там вопрос был решен прямо на месте. "Я немедленно подпишу эти документы, но необходимо, чтобы картину закончили к 22 июня", - сказал он, что и было сделано.

Первый раз мы показали фильм в половине второго ночи, в самой Брестской крепости. Там был установлен огромный экран, мы пригласили брестчан, ветеранов... Приехали все актеры, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник... Как сказал артист Андрей Мерзликин, исполнитель роли Андрея Кижеватова: "Вот это было для меня ЗD. Во-первых, сам фильм, во-вторых, мы смотрим его ночью 22 июня, и в-третьих - именно здесь, в Бресте". А вечером того же дня мы перелетели в Москву и показывали картину в рамках Московского кинофестиваля.

РГ: Вы для многих доктор Угол, герой передачи "Оба-на", человек, которого видят по телевизору в танцевально-ледовом шоу Первого канала, и вдруг - такой серьезный проект.

Угольников: Для меня показательно вот что: когда мы начинали работать над фильмом, и появилась информация об этом, один из блогеров написал: мол, как это такую великую тему доверяют снимать какому-то шоумену, который являет собой образ малосерьезного человека? Потом этот же блогер, посмотрев фильм, написал и мне, и в своем блоге: "Игорь Станиславович, я беру свои слова обратно".

о чем фильм

Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Три главных очага сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин) связаны одной линией - историей Сашки Акимова (Алеша Копашов). Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Главная идея картины лучше всего сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов "УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ..."