05.11.2010 13:35
    Поделиться

    Тысячи людей пришли проститься с Виктором Черномырдиным

    Виктора Черномырдина похоронили на Новодевичьем кладбище. А вчера вечером до самого утра пятницы в Доме приемов правительства на Воробьевых горах с ним прощались его коллеги, соратники и люди,  никогда не знавшие Виктора Степановича лично.

    Бесконечный проливной дождь. Четыре километра от метро. А люди идут и идут… Поклониться скончавшемуся от тяжелой болезни "народному премьеру".
    В Доме приемов - сотни венков.  От Президента России, правительства,  российских губерний. Рядом - от народа  Украины, лично от президента Виктора Януковича и экс-премьера Юлии Тимошенко. От республик Северного Кавказа. От  жителей города Буденновска.

    Десятки телекамер  "выхватывают" в кадр известных политиков, государственных деятелей.  Одним из первых на церемонию прибыли бывший председатель "Газпрома" Рем Вяхирев, экс-председатель Совета министров СССР Николай Рыжков и экс-спикер Госдумы Геннадий Селезнев. "Смерть Виктора Степановича - большая утрата. Вместе с ним уходит целая эпоха, огромный кусок истории, на который пришлись самые тяжелые 90-е годы премьерства Черномырдина", - говорит журналистам Геннадий Селезнев.

     
    Видео: Константин Завражин

    У гроба - сыновья, Виталий и Андрей, сестры,  родственники, близкие. Застывший воинский почетный караул. В отдалении стоит пожилая худенькая женщина. Оказывается, землячка Виктора Степановича из села Черный Отрог Оренбургской области. Раиса Никифоровна Харчикова. Уже 30 лет живет в Москве, в Зеленограде, а с Черномырдиным училась в одном классе.

    "Мне позвонили наши девчата, сказали, чтобы  обязательно простилась и от них", - шепчет Раиса Никифоровна. Что она сейчас вспоминает, стоя здесь, у гроба? Самые простые детские истории. О том, как пришли однажды в  8 классе на репетицию в кружок самодеятельности. Кто-то что-то сказал, все расхохотались, остановиться не могут. А Витя ждал, ждал, а том всех в чувство привет. "Хватит хохотать, - говорит, - мы же здесь для дела собрались". А после школы всем классом решили на целину ехать. Виктор списки составлял, кто кем будет. "Меня поваром назначил. "Я обиделась, - вспоминает Раиса Никифоровна. Но потом мы все вместе смеялись". На физкультуре она в высоту боялась прыгать. Виктор ее подзадоривал: "У тебя же ноги, смотри, какие длинные!". А сам и высоту брал, и на лыжах лучше всех бегал. И учился очень хорошо. С учителем мог поспорить. "За девчонок всегда заступался. Он высокий, крепкий был. Доброжелательный. На гармошке  играл, плясал. Все его любили", - вспоминает женщина.

    Рассказала Раиса Никифировна и о том, как каждый год приезжал Черномырдин в деревню. Школа, церковь, кладбище  дороги. Все помог отремонтировать, в порядок привести. Сельская церковь на засовах все их детство стояла. А сейчас в  деревне новый храм Иоанна Богослова выстроен. Расписали его в 2005 году иконописцы из Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. А через год, будучи послом на Украине, Черномырдин привез  в храм мощевик с семьюдесятью восемью частицами мощей святых отцов  из Киево-Печерской Лавры. "Вы в церковь-то ходите?, - спрашивает меня женщина. - Тогда знаете, какой это великий дар - частицы всех святых!".  

    Благодаря Черномырдину в Черном отроге, старейшем селе Оренбургской области, основанном в XVIII веке казаками-переселенцами из Украины и Воронежа, появились и новый клуб, и детский сад, и  крупный молочный комплекс, и дополнительные корпуса больницы. В последний раз Виктор Степанович приезжал сюда незадолго до смерти… "В 2006 году, на 50-летие со дня окончания школы, он всех одноклассников собрал и всем подарил часы "Полет". "Вот, - показывает Раиса Никифоровна, - Видите, они остановились. Впервые за четыре года. Просыпаюсь в  понедельник, не ходят. Думаю, может,  батарейка села. Телевизор включила - говорят, умер Виктор Степанович".   

    В последнем интервью телеканалу "Россия 1" Черномырдин сказал: "Я родился в простом селе, в казачьей станице. Никаких родственников и друзей в центре. Да я и не думал, и не собирался туда - и мыслей таких не было. Я просто работал".  На церемонию прощания в Москву приехали многие земляки, дальние родственники Черномырдина из его казачьей станицы. Один из них с огромным букетом красных роз, на вопрос корреспондента "РГ" " Вы откуда?", удивился: "Как откуда? С Оренбургской области!". Односельчане решили присвоить имя Виктора Черномырдина местной школе и новой улице в его родной деревне.

    На прощание с  бывшим премьером  пришла и Валентина Федоровна Тышкевич. В середине 90-х она возглавляла региональный выборный штаб Бориса Ельцина по Северо-Восточному округу  Москвы. "Виктор Степанович принял новое время, новую Россию, молодых реформаторов. Но  никогда не бросал камни в прошлое.  И не зря Ельцин только ему мог доверять, - вспоминает  Тышкевич. - А молодые  реформаторы его своим  мозгом считали. У них были теории. У Черномырдина  стратегия и тактика. И вместе они были силой.  Страну вытащили.  Мы все о нем скорбим".

    Евгения Константиновна Голубева, врач-физиотерапевт городской больницы № 70 шла сюда пешком с больной коленкой почти три часа. И под конец расплакалась. "Как же я могла не прийти,  - сказала она корреспонденту "РГ", -  Он наше поколение спас от голода в 90-х ! Я обязана ему поклониться!".

    Людской ручеек к гробу Черномырдина не останавливался ни на секунду. Известные на всю страну лица, неизвестные. Бывший руководитель департамента культуры и информации аппарата правительства Черномырдина Игорь Шабдурасулов приехал  около 6 вечера. "Это тяжелая  утрата. Я работал в команде Виктора Степановича. В горестях, трудностях", - сказал он. По словам Шабдурасулова, последний раз с Виктором Степановичем они виделись в сентябре: "Мы приезжали к нему на дачу. Было видно, он прощается. Такие были  глаза…". Прощание продолжалось… Тем временем, СМИ цитировали слова вдовы первого президента России Наины Ельциной, которая сказала, что "потеряла очень близкого человека". А бывший президент Украины Леонид Кучма, друг Черномырдина, сообщил, что Виктор Степанович запомнился ему "простым мужиком", открытым и доступным, но дипломатом от Бога.

    Поделиться