Всякая уважающая себя компания непременно хочет иметь свой сайт, и в этом ей всегда готовы помочь веб-разработчики. Причем они не только создают сайты, но и поддерживают их и продвигают, в общем, берут на себя полную ответственность, чтобы посетители Интернета не прошли мимо него.
Российскому рынку веб-разработок исполнилось всего 15 лет, но его участники полагают, что это вполне зрелый возраст. Рынок сформировался, круг лидеров остается более или менее постоянным на протяжении нескольких лет, и только подъем спроса на нишевые услуги позволяет выбиться наверх ранее не известным компаниям. И хотя каждую неделю появляются новые студии, лишь немногим новичкам удается выжить.
По словам генерального директора Ассоциации интернет-разработчиков Андрея Зиенко, бизнес этот не слишком выгоден, но интересен и перспективен. Хорошие прибыли он приносит только компаниям, которые научились хорошо работать. Для того чтобы начать свой бизнес в области интернет-разработок, нужно хорошо знать Интернет и иметь хотя бы одного клиента, на котором можно нарабатывать опыт. Большинство студий образовались именно так. Постепенно, когда опыт накапливается, компании предлагают свои услуги другим клиентам. А клиентам нужно четко знать, чего они хотят от разработчика. В принципе для простых проектов можно нанять фрилансеров, но сложные проекты могут выполнить только студии. Это намного дороже, но качество будет гарантировано.
В типичной российской веб-студии на постоянной основе работает менее 15 человек. Таких небольших фирм - 70%. В регионах множество компаний состоит из 4-7 или даже 1-3 человек, включая директора. В Москве выше доля крупных игроков, где занято более 30 сотрудников, а в каждой 20-й столичной компании штат превышает 50 специалистов. В число базовых сотрудников студий входит административный персонал, одна или две команды разработчиков и люди, отвечающие за качество проектов. Когда студия начинает расти, в первую очередь набирают новых программистов и продавцов, дизайнеров, специалистов по продвижению сайтов и менеджеров проектов. Верстальщики и контент-менеджеры необходимы студиям в значительно меньшей мере, поэтому их зарплаты на 30-40% ниже остальных специалистов. Кроме того, для выполнения части технических работ студии привлекают фрилансеров.
Среднестатистическая веб-студия сотрудничает с 6 внештатными специалистами. Самый "штучный товар" - директора по маркетингу, технические и арт-директора. Ими, как правило, становятся совладельцы компаний и самые лояльные к ним сотрудники. Лишь 3-6% компаний собираются нанимать функциональных директоров со стороны.
Главным драйвером рынка веб-разработок и связанных услуг остается рост аудитории Рунета. Благодаря проникновению широкополосного доступа в регионах, развитию мобильных и беспроводных сетей передачи данных число пользователей Интернета в России быстро увеличивается. По данным опросов ВЦИОМ, в 2010 г. уже 23% россиян пользуются Интернетом ежедневно. Годом ранее эта цифра составляла 15%, а четыре года назад - всего 5%.
Число компаний, разрабатывающих сайты в Рунете, постоянно растет. Новые фирмы появляются каждую неделю. По статистике, 80% из них ждут краха в первые полгода-год работы. Но, вместо того чтобы закрыться, новички продолжают пассивно существовать в ожидании случайных заказов.
По данным CMS Magazine, на апрель 2010 г. было зарегистрировано около 2500 веб-студий и 250 компаний, специализирующихся на услугах поискового продвижения сайтов. Из 2500 зарегистрированных в каталоге компаний около 40% реагируют на информационные запросы и около 2000 подают признаки жизни.
Объем рынка услуг разработки и поддержки веб-сайтов в Рунете составил по итогам 2009 г. около 7,2 млрд руб. Среднестатистическая компания за 2009 г. получила от своих заказчиков 6,5 млн руб.
Стоимость разработки сайтов сильно варьируется в зависимости от расположения заказчика и исполнителя. Больше 100 тыс. руб. корпоративные ресурсы стоят только в нескольких крупных городах. В остальных регионах средние расценки, как правило, не превышают 60-80 тыс. руб. Разница обусловлена более низкими затратами студий, с одной стороны, и меньшими финансовыми возможностями заказчиков в регионах - с другой. Впрочем, в каждом городе, в том числе в Москве, есть компании, готовые сделать сайт за 15-30 тыс. руб. или даже бесплатно, при условии его дальнейшего продвижения в течение полугода. Также и в столице, и в регионах есть крупные банки и корпорации, которые заказывают сайты за 2 млн руб. и дороже.
В 2009 г. аналитики CMS Magazine наблюдали отрицательную динамику цен на услуги веб-студий. Демпинг оставшихся без заказов фирм и ориентация заказчиков на недорогих исполнителей привели к тому, что в Москве стоимость среднестатистического корпоративного сайта упала на 24%, с 173 тыс. руб до 132 тыс. руб. Виновниками такого быстрого падения стали небольшие студии, многие из которых снизили официальные расценки. Фирмы, работавшие с крупными корпоративными заказчиками пострадали от кризиса в меньшей степени - они не снижали прайсовую стоимость услуг, а лишь шли на уступки в переговорах с индивидуальными заказчиками.
В начале 2010 года падение в регионах продолжилось, но в Москве цены пошли вверх до 180 тыс. руб. за корпоративный сайт, что позволяет рассчитывать на будущее оздоровление рынка.
Аналитики портала CMS Magazine полагают, что в 2010 г. объем российского рынка веб-услуг может вырасти почти в полтора раза. Драйвером роста станут фирмы потребительского сектора. От них уже поступает наибольшее число запросов на разработку и продвижение сайтов. Масса обращений приходит также от СМИ, развлекательных порталов, а также фирм, предлагающих разнообразные услуги. Почти 50% веб-студий рассчитывают на заказы этих групп потребителей. Активность проявляют все сектора экономики - от "Телекома" (29%) до медицинских услуг (15%). Лишь промышленность и сельское хозяйство почти не подают признаков жизни.
Студии рассчитывают, что основной прирост выручки в 2010 г. обеспечат традиционные услуги. Для подавляющего большинства (78%) это разработка сайтов, поддержка (49%) и поисковая оптимизация (46%).
Только 14% руководителей веб-студий рассчитывают на прирост прибыли от агентских продаж контекстной и медийной рекламы, а на динамичное развитие услуг по продвижению в социальных сетях обратили внимание всего 11%.
На консалтинг возлагается меньше всего надежд. И хотя лидеры активно пропагандируют его как отдельно оплачиваемую услугу, в реальности за интеллектуальные услуги платят единицы заказчиков. Счастливые 3% студий получили от консалтинга значительную прибыль в 2009 г., и лишь 9% ожидают роста в этом направлении в 2010 году.
Почти все, кто верит в наступление светлого будущего консалтинга и продвижение в социальных сетях уже в этом году, базируются в Москве и Санкт-Петербурге или же работают со столичными заказчиками. В регионах спрос на эти услуги разрозненный, рынки слишком малы и слабо сформированы и не могут обеспечить существование и развитие специализированных компаний и консультантов. За редким исключением.
Одно из главных ожиданий 2010 г. - рост цен на разработку сайтов. 42% руководителей веб-студий полагают, что расценки поднимутся лишь немного, а 19% - что они увеличатся значительно. Пессимисты, уверенные, что цены снова упадут, в меньшинстве (4%), и почти все они сосредоточены на Урале.