Правительство РФ взяло курс на модернизацию отечественной промышленности. Однако без участия в этом процессе коммерческих структур едва ли можно решить поставленные задачи.
Что может сделать коммерческий банк для модернизации российской экономики, насколько выгодно вкладывать средства в отечественную промышленность? Ответить на этот и ряд других вопросов мы попросили Абубакара Арсамакова, президента Московского Индустриального банка (МИнБ) - одной из старейших кредитных организаций страны, специализирующейся на кредитовании высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики.
Российская газета: Абубакар Алазович, ваш банк в этом году отмечает свое 20-летие - и это только двадцать лет существования в рыночной экономике, не считая его советской предыстории. Что удалось сделать за эти годы?
Абубакар Арсамаков: Действительно, 20 лет на рынке - это немало. Я бы спокойно применил к этой эпохе коэффициент - "год за три". Двадцать лет работы на рынке банковских услуг дали нам огромный опыт. За это время из городского банка МИнБ стал федеральным. Вот простые цифры: баланс нашего банка превысил 100 миллиардов рублей. На обслуживании находится около 70 тысяч предприятий реального сектора экономики. Среди них - ведущие заводы в сфере строительства, оборонной отрасли, авиастроения, нефтехимической промышленности. Мы работаем практически со всеми отраслями производства. Более 5000 специалистов различного профиля трудятся сегодня в МИнБе, обеспечивая высочайший уровень банковских услуг практически на всей европейской территории страны.
На сегодняшний день у нас открыты и успешно работают более 230 офисов продаж банковских услуг в трех десятках субъектов Российской Федерации. Реализуем большое количество инвестиционных проектов в строительстве жилья, дорог, мостов, заводов, фабрик, сельхозпредприятий. При этом я не побоюсь сказать, что Московский Индустриальный банк - самый технологичный банк Российской Федерации. У нас современный, великолепно оснащенный процессинговый центр, которому могли бы позавидовать многие банки мира. Клиенты уже привыкают обслуживаться на дому или на предприятии, не приезжая в офис банка, а совершая взаиморасчеты с ним по телефону, через Интернет.
РГ: Планируете ли дальнейшее расширение сети?
Арсамаков: За два последних года мы достаточно серьезно расширились, придя в девять регионов. Возможно, откроемся еще в нескольких, но в первую очередь будем развивать офисную сеть в тех субъектах России, где уже есть наши филиалы.
РГ: Ваш банк теперь присут ствует и в Чечне?
Арсамаков: Уже есть филиал в Грозном, планируем открыть офис в Гудермесе. Для этого приобрели здание и сейчас ведем в нем ремонт. Кроме того, в скором будущем планируем открыть в Грозном несколько дополнительных офисов, а в дальнейшем разместить отделения банка и в районных центрах. Сегодня филиал в республике уже рентабелен, его услуги востребованы. Поэтому мы уверены в его хорошем будущем.
МИнБ финансирует строитель ство хлебозавода в Грозном, и этот проект уже близится к завершению. Все работающие хлебозаводы в республике еще довоенного периода. Кроме того, финансируем строительство торгового центра. Изучим экономическую ситуацию, проведем маркетинговые исследования и посмотрим, куда можно двигаться дальше. Работая с реальным сектором экономики, мы всегда думаем об инфраструктуре и стараемся финансировать сразу целый комплекс предприятий. В этом случае продукция каждого отдельного предприятия вписывается в единую производ ственную цепочку и находит спрос, а значит, дает прибыль и заводу, и банку.
РГ: Каково, по вашему мнению, состояние экономики Чечни?
Арсамаков: По моим впечатлениям, день ото дня улучшается. Заметно выросло количество и качество вновь построенного жилья, дорог, достаточно хорошо налажено земледелие. В республике необходимо финансировать закупки новой техники и налаживать переработку сельскохозяйственной продукции, в частности, надо строить больше консервных заводов, небольших мясокомбинатов, зернохранилищ, овощехранилищ, развивать производство соков. Важно наладить производство столь необходимых сейчас в Чечне строительных материалов и конструкций, мебели. В нефтяной отрасли необходимо увеличивать глубину переработки сырой нефти. Одним словом, надо работать над созданием рабочих мест в республике.
РГ: Вы лучше, чем кто бы то ни было, можете почувствовать, насколько экономика уже оправилась от последствий кризиса. Например, наиболее пострадавшей от финансового коллапса была строительная отрасль. Что сейчас с ней происходит?
Арсамаков: Строительный бизнес сейчас не получает таких доходов, как до кризиса. Но ведь не самое главное иметь сверхдоходы. Важно, чтобы предприятие работало, а люди имели возможность покупать жилье. В банк постоянно поступают новые интересные проекты, и мы их финансируем. Например, МИнБ кредитует проекты таких известных, хорошо зарекомендовавших себя на рынке строительства жилья компаний, как ДСК-1, ПСК "Строитель Астрахани", СУ-155, "Мосинжстрой".
Мы инвестируем и в строительство домов для ветеранов войны. В Астрахани такой проект уже осуществлен, сейчас приступили к реализации аналогичных проектов в Пятигорске, Ростове-на-Дону, Волгограде. В Волгограде благодаря нашему финансированию недавно открылся крупнейший в регионе деловой центр - "Волгоград-Сити", который архитекторы уже назвали самым уникальным зданием в Южном федеральном округе. В нем будет размещаться и филиал МИнБа.
Стараемся помогать в решении важных социальных проблем региона. Например, мы долго думали, как создать новые рабочие места в Северной Осетии, и в результате построили завод по производству инертных строительных материалов: щебня, песка и других. Кредитное соглашение с правительством республики было подписано чуть более трех лет назад, а в этом году завод уже введен в строй. Параллельно планируем построить завод по производству гранитных плит и плиток. Думаем сейчас, где лучше расположить производство с точки зрения логистики.
РГ: Можно ли говорить, что ваши кредиты способствуют модернизации отрасли?
Арсамаков: Можно, поскольку мы постоянно финансируем закупку строительной техники за рубежом. В частности, благодаря нам в России внедрена новейшая австрийская технология строительства VST - так называемая технология несъемной опалубки, позволяющая снизить себестоимость квадратного метра и ускорить процесс строительства. Домостроительный комбинат, создание которого Московский Индустриальный банк профинансировал, на базе этой технологии уже в следующем году сможет дать стране 1,5 миллиона квадратных метров жилья с уникально низкой себестоимостью.
РГ: Ваш банк называется Индустриальным, но вы активно работаете и в сельском хозяйстве?
Арсамаков: Здесь мы тоже занимаемся модернизацией. Например, наши кредиты позволили аграриям Орловской, Воронежской, Ростовской областей приобрести первоклассную импортную сельхозтехнику. Прорабатываем планы распространения этого опыта и на другие регионы: на Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградскую область. Неплохо было бы изучить возможности подобной работы и за Уралом. В Ростовской области банк профинансировал строительство маслозавода, 80 процентов продукции которого идет на экспорт. Так как сельское хозяйство само по себе слишком зависит от сезонных рисков, наша задача заключается в том, чтобы профинансировать весь путь сельхозпродукции от поля до прилавка, одновременно создавая мощности по переработке и хранению.
РГ: Даже сейчас, в посткризисную эпоху, появляются новые проекты?
Арсамаков: Безусловно. Именно сейчас у нас в проработке находятся проекты создания комплексов по откорму крупного рогатого скота в Орловской и Владимирской областях. Проект владимирцев предусматривает строитель ство комплекса на 10 тысяч голов скота, который будет поставлять парное мясо на рынок Москвы. Мы вложили в этот проект 1 миллиард рублей, и сегодня думаем о создании настоящего кольца перерабатывающих предприятий вокруг Москвы - в Орловской, Тульской и Владимирской областях. Орловчане предлагают реализовать проект молочного комплекса, где, по расчетам, надои с одной коровы будут составлять до 10 тонн молока в год, причем молоко будет такого высокого качества, что его можно будет использовать и для детского питания. А за счет компьютеризации процесса расходы будут снижены в разы. Строительство комплекса на 1200 голов потребует чуть больше полумиллиарда рублей.
Банк финансирует и развитие высоких технологий. В частности, мы поддерживаем уникальный проект по производству мембран, необходимых в медицине и в химической промышленности. Активно продолжаем сотрудничать с крупнейшими предприятиями авиационного сектора, оборонной отрасли, где также сейчас идет процесс модернизации производства.
РГ: Вот уже 10 лет вокруг столицы создаются предприятия пищевой промышленности, рассчитанные на московский рынок. Москва не лопнет?
Арсамаков: Во-первых, продукция пойдет не только в Москву - она рассчитана на все города региона. А во-вторых, речь идет об импортозамещении.
По данным минсельхоза, мы ввозим из-за рубежа почти 80 процентов мяса. Это же о чем-то говорит! А задумайтесь, сколько времени это мясо пролежало в холодильниках? Где оно было произведено, каково его качество? Такая же ситуация с молочными продуктами, овощами. И желательно, чтобы мы закупали, например, то же мясо у производителя не за валюту, а за рубли. Чтобы получить валюту, страна продает сырье: лес, нефть, металл... Но вечно так продолжаться не может. И в этой связи мы должны думать, как быть менее зависимыми от зарубежных стран. Если мы эту проблему решим, то нам никакие кризисы не страшны.
РГ: Надеетесь решить эту проблему своими силами?
Арсамаков: Финансовые возможности нашего банка не сравнимы с потенциалом крупнейших государственных банков страны. Но если бы финансовые гиганты делали пропорционально своим размерам хотя бы половину того, что делаем мы для технического перевооружения отраслей экономики, то промышленность России была бы полностью обновлена, и в стране было бы налажено производство всех необходимых ей товаров - от зерна и мяса до станков и летательных аппаратов.