18.11.2010 00:57
    Поделиться

    Михаил Мишустин: Необходимо реформировать имущественные налоги

    Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России

    Какие налоги нас ожидают? Об этом шла речь в беседе члена президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского с главой Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным.

    Семейный платеж

    Михаил Барщевский: Михаил, мы c тобой знакомы лет пятнадцать. Поэтому давай без церемоний - на "ты". Скажи честно, сколько у нас налогов в стране?

    Михаил Мишустин: Согласно Налоговому кодексу существует 13 видов налогов и сборов и 4 специальных налоговых режима , устанавливающих особый порядок налогообложения.

    Барщевский: Значит, всего 17. С точки зрения простых граждан это много. Нельзя ли уменьшить их количество?

    Мишустин: Вопрос уменьшения количества налогов - это прерогатива минфина.При этом могу сказать, что предусматривается введение налога на недвижимость взамен ныне действующих земельного налога и налога на имущество.

    Барщевский: Когда это произойдет?

    Мишустин: Министр финансов Кудрин утвердил план мероприятий, обеспечивающих введение местного налога на недвижимость. В соответствии с ним к концу 2012 года все мероприятия должны быть завершены, в том числе подготовлена соответствующая глава Налогового кодекса ко второму чтению.

    Барщевский: А лично ты хотел бы поменять что-то в Налоговом кодексе концептуально?

    Мишустин: Налоговая политика - это прерогатива минфина. Оно совместно с минэкономики формулирует задачи макроэкономической и налоговой политики.

    Барщевский: Это понятно, а лично ты что думаешь? Скажи, как говорится, не для протокола.

    Мишустин: Я скажу свое личное мнение: когда люди говорят, что надо отменить НДС, мол, плохой и так далее, нужно обязательно понимать последствия этого.

    Барщевский: Последствия для кого и для чего? Люди будут меньше платить, цены снизятся, экономика пойдет в гору. Кому плохо?

    Мишустин: Негативные последствия будут для расходной части бюджета, в первую очередь для социальной части. Это очень важно. Не говоря уже о том, что и функционирование органов власти напрямую зависит от наполнения бюджета.

    Барщевский: Может, легче чиновников сократить, чем столько налогов с людей брать?

    Мишустин: Да, сейчас предстоит беспрецедентное сокращение гос- служащих на 20 процентов.

    Барщевский: Прекрасно: денег казне понадобится меньше.

    Мишустин: В первую очередь необходимо реформировать имущественные налоги. Так живет весь мир. Нам нужна новая глава Налогового кодекса. Надеюсь, ее скоро должны будут завершить, появится совершенно другая возможность наполнять муниципальные и региональные бюджеты. Это раз. Второй момент по поводу оборотных налогов - того самого НДС, о котором сейчас часто говорят. Но реально говорить о каких-либо изменениях в этой сфере можно будет лишь тогда, когда станет ясна альтернатива доходной части бюджета.

    Рейтинг казенных рублей

    Барщевский: Какой налог дает больше всего бюджету денег?

    Мишустин: Встречный вопрос: какой бюджет ты имеешь в виду? Федеральный, региональные или местные бюджеты?

    Барщевский: А все вместе ты можешь посчитать?

    Мишустин: Значит, ты имеешь в виду консолидированный бюджет - всех уровней. Если брать данные за 9 месяцев, то в совокупности администрируемых ФНС России налоговых поступлений во все бюджеты наибольшую долю поступлений составил налог на прибыль. Это 1342 миллиарда рублей, или 23 процента от доходов консолидированного бюджета.

    Барщевский: Что на втором месте?

    Мишустин: Налог на доходы физических лиц - 1241 миллиард рублей, или 22 процента.

    Барщевский: Иными словами, зарплата всех, кто работает в стране, составляет пятую с лишним часть от бюджета. И все собранные средства поступают в региональные бюджеты?

    Мишустин: Да.

    Барщевский: Какой же налог замыкает эту тройку призеров?

    Мишустин: Налог на добычу полезных ископаемых - 1025 миллиардов рублей, или 18 процентов. И налог на добавленную стоимость - 980 миллиардов, 17 процентов. Имущественные налоги - 470 миллиардов...

    Барщевский: Можно еще один вопрос из разряда "в лоб": ты веришь, что увеличение единого социального налога не уведет зарплаты опять в конверты, как в 90-е?

    Мишустин: Есть такая проблема. Сегодня мы не администрируем единый социальный налог, эта функция передана минздравсоцразвития и Пенсионному фонду. Да, есть опасения, что высокие ставки могут привести к уклонению от налога. Но министр Голикова и глава Пенсионного фонда Дроздов профессионалы. Они делают все, чтобы обеспечить людей пенсиями.

    Барщевский: И все-таки проблема есть.

    Мишустин: Да: надо всецело исследовать этот вопрос. Тем более что я был ответственен за то, чтобы единый социальный налог был. Были большие аргументы за то, чтобы решение приняли именно в нынешнем виде. В первую очередь руководство минздравсоцразвития беспокоилось, чтобы обеспечить всех пенсией. Посмотрим, что будет дальше.

    Бизнесу облегчат расплату

    Барщевский: Безусловно, налоги платить надо. Но при этом они не должны душить тех, кто работает. Почему предприниматели говорят, что в стране нет условий для создания и развития бизнеса?

    Мишустин: Я бы не стал так ставить вопрос.

    Барщевский: Его ставишь не ты, а предприниматели. У кого взгляд точнее: у бизнесменов или госслужащих?

    Мишустин: В последнее время был предпринят ряд шагов на снятие избыточных административных ограничений для бизнеса и уменьшения числа контрольных процедур со стороны государственных органов. Было резко ограничено количество лицензируемых видов экономической деятельности, в том числе путем замены лицензирования на саморегулирование. Расширяются возможности для кредитования бизнеса. Есть и другие меры.

    Барщевский: Но вернемся к нашим налогам...

    Мишустин: В сфере налогового законодательства были ограничены полномочия налоговых органов по истребованию документов у налогоплательщика. Со следующего года предусмотрена возможность регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей на основании заявлений в электронном виде. При этом уровень налоговой нагрузки в России не только не превышает соответствующего уровня развитых стран, а напротив, как правило, значительно меньше.

    Барщевский: Налогов может быть и меньше, но платить их трудно: нередко процедуры забюрократизированы до невозможности.

    Мишустин: По моему мнению, вклад налоговых органов в формирование условий для создания и развития бизнеса должен заключаться прежде всего в создании условий для получения налогоплательщиком необходимой информации о состоянии расчетов с бюджетом по телекомунникационным каналам связи, развитии бесконтактных форм сдачи налоговой отчетности, исключающих возможности злоупотреблений.

    Барщевский: Это реально в наших условиях?

    Мишустин: Уже введено более 10 онлайн-сервисов портала ФНС. С сентября действует сервис "узнай свой ИНН", за месяц - 100 тысяч обращений. Можно на портале заполнить платежное поручение, узнать адрес своей инспекции, запросить сведения из Единого государственного реестра юрлиц, завести личный кабинет налогоплательщика. Принимаются в электронной форме и обращения граждан.

    личный вопрос

    Барщевский: Давай перейдем к личным вопросам. Когда мы с тобой познакомились, ты был преуспевающим и предпримчивым человеком, одним из первых компьютерщиков.

    Мишустин: Я тогда работал в международном компьютерном клубе, куда входило более 180 организаций.Мы проводили Международный компьютерный форум, до 30 тысяч человек туда приходило, и это замечено было тогда администрацией президента. Нам пытались помогать, приходили чиновники, кстати, и налоговики, тогда налоговая служба уже была создана. На форуме выступали первые лица западных компаний, реально лидирующих в мире.

    Барщевский: Почему вдруг из такого интеллектуального передового мира ты оказался в налоговой службе?

    Мишустин: Мне бы никогда в жизни не пришла мысль. Я скажу честно, мои родители, мои деды, они оба военные, и мой отец достаточно уважительно относились к государственной службе. Отец был в свое время секретарем комсомола "Аэрофлота" и большую жизненную школу прошел. И поэтому для меня государственная служба всегда была почетна. Для меня было очевидно, что государство - это здорово. Но само приглашение на государственную службу я принял от Бориса Федорова - бывшего вице-премьера, дважды министра финансов, главы налоговой службы. В 1998 году, как ты помнишь, он возглавил налоговую службу. Он очень много сделал для становления налоговой системы. Я дружил с ним лично и уважал. Борис Григорьевич три раза уговаривал меня перейти в налоговую службу. Он сказал, что ему нужен такой молодой специалист, который знает последние технологические вещи.

    Барщевский: Если бы ты вдруг ушел с госслужбы, чем бы стал заниматься?

    Мишустин: Я об этом не думал, так как руководство системой налоговых органов не позволяет иметь свободного времени. Есть задачи, поставленные передо мной как руководителем ФНС России, и они должны выполняться.

    Поделиться