2010 год оказался непростым для участников фондового рынка. Оценить текущее состояние отрасли, подвести предварительные итоги и наметить перспективы развития российского фондового рынка "РБГ" попросила председателя правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексея Тимофеева.
- Алексей Викторович, был ли 2010 год прибыльным для российских брокеров? С какими проблемами столкнулась индустрия в целом?
- В течение 2009-го и 2010-го число брокеров сократилось примерно на 300 компаний, что было вызвано разными причинами - снижением рентабельности бизнеса, лишающей интереса к его осуществлению, ужесточение требований к осуществлению этого бизнеса, также отражающееся на его рентабельности. Важным фактором были и правоприменительные усилия ФСФР, последние два года, надо отдать ей должное, она активно избавляла индустрию от недобросовестных компаний. Структура индустрии различна - и разные ее члены чувствуют себя по-разному. К нашему сожалению, в течение последних нескольких лет не было принято существенных мер по стимулированию ни инвестиционной активности населения, ни активности эмитентов, что на состоянии индустрии не могло не отразиться.
- Какие наиболее актуальные задачи для развития фондового рынка сейчас нужно решать? Готовит ли НАУФОР какие-то предложения по изменению текущего законодательства в области регулирования финансовых посредников?
- Наиболее актуальной задачей, как и прежде, остается привлечение долгосрочного инвестора, в первую очередь внутреннего. Без этого мы и в будущем увидим то драматическое поведение национального финансового рынка, которое во время и после кризиса лишило нас права считать себя частью BRIC. Надо ли говорить, что мы единственные из BRIC, чья капитализация уменьшилась в результате кризиса, кто испытывает отток капитала, чьи компании ищут средства за рубежом.
Совершенствование регулирования индустрии важно как часть задачи по привлечению средств долгосрочных инвесторов. В этом смысле посредники - механизм передачи инвестиций на финансовый рынок, чем более разнообразными они будут, чем дальше по территории страны они будут способны двигаться, тем эффективнее будет удовлетворяться спрос на финансовые услуги с одной стороны и спрос на финансовые ресурсы - с другой. Здесь важным является найти регулятивную модель, оставляющую возможность работы на фондовом рынке компаний разных масштабов и с разным уровнем издержек. Я упоминал уже, что индустрия постепенно сокращается, причем сокращается за счет в первую очередь региональных компаний, что, на мой взгляд, является обратным результатом, чем тот, которого следовало бы добиваться. Для России полторы тысячи посредников - это мало, они не решат задач по привлечению средств населения в финансовый центр страны. Сегодня даже крупные розничные брокеры сталкиваются с ограничениями, связанными с развитием филиальной базы, с издержками, с которыми это связано, с их эффективностью, поэтому и у них растет интерес к взаимодействию с небольшими региональными компаниями и еще больше - к институализации инвестиционных консультантов. Однако ужесточение требований оставляет мало шансов для первых, а отсутствие законодательного регулирования - для вторых, оставляет их в "серой зоне".
- Первое полугодие 2010 года демонстрировало оживление первичного рынка, практически застывшего после кризиса 2008 года. Какие новые эмитенты могут появиться?
- Действительно, можно сказать, что российский первичный рынок "задышал", однако проявились и негативные тенденции. Так, формируется новая схема привлечения средств российскими компаниями, которая, впрочем, заставляет нас сомневаться, вправе ли мы считать их российскими, а их размещения - частью российского первичного рынка. IPO Русала в Гонконге - наглядная демонстрация выбора не только юрисдикции для размещения, но и выбора юрисдикции для самой компании. Пример Русала является, по существу, провалом политики по развитию национального первичного рынка. Успех MAIL.ru как эмитента в Лондоне можно только приветствовать, но и этот успех - в очередной раз успех зарубежной инфраструктуры, зарубежной индустрии и демонстрация отношения к возможностям национального рынка.
- Недавно совет директоров НАУФОР выступил с позицией по созданию в России централизованной системы учета прав на ценные бумаги, отметив, что такая система должна строиться без применения административного давления. В каком состоянии находится эта дискуссия?
- Совет директоров обсуждал тему создания в России Центрального депозитария и по существу поддержал концепцию централизованной системы учета ценных бумаг, которая была отражена в правительственной Стратегии развития финансового рынка, принятой в 2008 г. Эта Стратегия предусмотрела отказ от создания одного Центрального депозитария в пользу создания системы из взаимодействующих между собой расчетных депозитариев и регистраторов. Решение совета директоров НАУФОР - это реакция на новые концептуальные документы, предложенные для обсуждения, которые не только пересматривают ранее принятое правительством решение, но и предлагают сделать Центральный депозитарий на базе одного из расчетных депозитариев бирж. Даже законопроект о Центральном депозитарии хотя и предусматривал создание Центрального депозитария, но делал его не зависимым от биржевых площадок. В результате идея Центрального депозитария утратила свой первоначальный смысл и стала восприниматься как способ административного давления в пользу консолидации не только расчетной инфраструктуры, но и бирж.
Мне кажется, что, реализуя идею Центрального депозитария, мы, как те генералы, которые, как известно, всегда готовятся к уже прошедшим войнам. Биржевое пространство мира стремительно меняется. Консолидация бирж больше не может скрыть более масштабный процесс - процесс фрагментации финансового рынка, связанный с ростом роли альтернативных торговых систем и иных "темных пулов". Эта фрагментация создает спрос на собственные или нейтральные расчетные и клиринговые центры. Нам нужен регулятивный ответ, который будет соответствовать новым вызовам, в противном случае мы увидим, что, потратив невероятные усилия на реализацию идеи центрального депозитария, продемонстрировав государственную волю, мы не знаем, что делать с его игнорированием рынком, что делать с появлением новых расчетных центров, а если будем настаивать на своей идее, то обнаружим, что спрос на такие институты удовлетворяется из-за рубежа. Нам нужно научиться действовать в условиях конкуренции теперь и в этой сфере. Любые попытки ограничить фрагментацию окажутся попытками ограничить конкуренцию технологическую, конкуренцию издержек, спрэдов, в результате которой формируется лучшая цена на финансовые продукты. В новой реальности нужны новые регулятивные приемы преодоления недостатков, которые есть у фрагментации. Поиск этих приемов идет в США с принятием SEC Регулирования альтернативных торговых систем, в Европе - с принятием Директивы о финансовых услугах, подписанием Европейского Кодекса поведения для клиринга и расчетов. Этими приемами являются обеспечение прозрачности всех видов рынков и взаимодействие между различными расчетными и клиринговыми институтами. Мне кажется, что для регулирования новых отношений концепция централизованной системы более приспособлена, чем концепция Центрального депозитария.
- Как вы относитесь к идее объединения российских бирж? Что вы скажете по поводу озвученного предложения акционеров ММВБ приобрести пакет акций РТС?
- В целом я уже выразил свое отношение к консолидации инфраструктуры, давая ответ на вопрос о централизованной системе учета прав на ценные бумаги. Между тем объединение бирж - дело их акционеров, если процесс обсуждения условий объединения свободен от административного давления, у меня не может быть никаких возражений по этому поводу.
- Может ли в России появиться новая альтернативная биржевая площадка и какие у нее могут быть перспективы?
- Сегодня РТС удовлетворяет спрос на альтернативу ММВБ, в том числе спрос на корпоративную структуру, которая сейчас, пока РТС не сделала IPO, более характерна альтернативным торговым системам, чем биржам, спрос, который никуда не денется, а то будет ли он удовлетворен российской торговой системой или иностранной, станет новой заботой российского государства, создающего международный финансовый центр.