Бывший президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов вот уже 15 лет продолжает руководить Международной шахматной федерацией (ФИДЕ).
Накануне юбилея с Кирсаном Николаевичем, одержавшим недавно победу в выборах на эту должность над Анатолием Карповым, поговорил корреспондент "РГ".
Российская газета: Кирсан Николаевич, поздравляем вас с юбилеем на посту президента ФИДЕ. 15 лет - срок немалый. Можете сформулировать, что удалось сделать за эти годы?
Кирсан Илюмжинов: Спасибо. Благодарю "РГ" за поддержку во время предвыборной кампании. Ну а если вспомнить историю, то я пришел к власти во время разрухи. Вспоминаю 1994-й, 1995-й годы. Я тогда участвовал в заседании конгресса ФИДЕ, Генеральной ассамблеи. И знаете, какие вопросы стояли?! Как, из каких средств выплатить зарплату сотрудникам штаб-квартиры ФИДЕ в Лозанне? Как провести чемпионат мира между Анатолием Карповым и Гатой Камским? На это и многое другое денег не было. Ко всему прочему шахматный мир был раздроблен. В 1993 году Каспаров создал параллельную организацию - международную гроссмейстерскую ассоциацию, и проводил параллельно чемпионаты мира.
Была еще одна проблема - ФИДЕ не была признана Международным олимпийским комитетом (МОК). И главный лозунг, с которым я шел на выборы, собираясь стать президентом федерации, заключался в следующем: надо объединить шахматный мир, чтобы ФИДЕ была признана МОКом. К счастью, мне удалось это сделать. В 2006 году как раз состоялся объединительный матч в Элисте - между Владимиром Крамником, который был чемпионом мира по другой версии, и Веселином Топаловым, болгарским гроссмейстером, чемпионом мира ФИДЕ. И оба чемпиона мира подписали соглашение, смысл которого был в том, что отныне звание чемпиона мира является как бы собственностью ФИДЕ.
РГ: И теперь нет никаких версий, нет разных чемпионов...
Илюмжинов: Сейчас один чемпион - индийский гроссмейстер Виши Ананд, который в июне этого года победил Веселина Топалова. Единственный чемпион. У нас единственная, единая организация - ФИДЕ. Нет "каспаровской организации", она лет десять назад прекратила свое существование. А в 1999 году в Сеуле Генеральная ассамблея МОК признала ФИДЕ в качестве международной спортивной организации, представляющей интересы шахматистов в спортивном и в олимпийском движении.
Я рад, что на сегодня ФИДЕ - это преуспевающая спортивная организация, насчитывающая федерации из 170 стран мира, проводящая более ста тысяч соревнований. Под эгидой международной федерации играют более 600 миллионов людей на планете. В финансовом отношении ФИДЕ также структура, динамично развивающаяся.
РГ: На ваш взгляд, изменились шахматы за ваш, "отчетно-юбилейный", период? Я имею в виду людей, их отношение к игре.
Илюмжинов: В начале 90-х годов шахматы начали превращаться в салонный вид времяпрепровождения. Почему? Не было достаточного количества крупных турниров. Задача состояла в том, чтобы шахматы не ушли, как некоторые виды деятельности. Чтобы они были массовыми и чтобы лозунг, который я провозгласил, что ФИДЕ - это не организация для двух великих чемпионов, а организация для шахматных федераций, для миллионов любителей шахмат, получил реальное воплощение. И поэтому в декабре 1995 года, как только я стал президентом ФИДЕ, я сразу же поменял - временно, правда, - систему розыгрыша звания чемпиона мира. Мы сделали так, что 100 сильнейших боролись за звание чемпиона мира, и призовой фонд невиданный тогда был - 5 миллионов долларов. ФИДЕ как организация стала живучей. И сейчас вступают новые члены. В данный момент на очереди 20 стран. Увеличилось количество официальных турниров ФИДЕ с трех до 18 в год. Мы добились массовости: в нескольких странах, а также в некоторых регионах России - Томске, в Псковской области, в Екатеринбурге, в Ханты-Мансийске, в Кабардино-Балкарии, в Калмыкии - шахматы были включены в школьную программу.
РГ: Вы переизбраны на пост главы ФИДЕ на новый срок. Вправе ли мы ждать прорыва от российских гроссмейстеров? Когда сможем вернуть шахматную корону?
Илюмжинов: Во-первых, шахматная корона - женская - у чемпионки мира Александры Костенюк. Через несколько дней в Турции открывается чемпионат мира среди женщин. И большая победа была после моего избрания. Я имею в виду то, что в Ханты-Мансийске на Всемирной шахматной олимпиаде наша женская сборная впервые за последние 20 лет завоевала "золото". Ну, и в следующем году в мае будет турнир претендентов, в котором примет участие Владимир Крамник. Я думаю, что ему по силам побороться с Виши Анандом за звание чемпиона мира.
РГ: Для многих это было неожиданностью - вы после избрания предложили сотрудничество Анатолию Карпову и Гарри Каспарову, которые, как бы это помягче сказать, активно вели против вас борьбу в период предвыборной кампании.
Илюмжинов: Я никогда не был в конфронтации с кем-либо, потому что понимал - президент ФИДЕ - это политическая должность. Вы, наверное, заметили: за 15 лет я никого не критиковал - ни Бобби Фишера, ни других шахматистов, а только функционеров, которые плохо справлялись со своей работой. А к Анатолию Карпову и Гарри Каспарову я отношусь как выдающимся шахматистам - 12-му и 13-му чемпиону мира. И я всегда сотрудничал со всеми. У нас даже в ФИДЕ есть комитет чемпионов мира. В нем принимали в свое время активное участие Василий Васильевич Смыслов, Борис Васильевич Спасский. Ну, а в отношении Карпова и Каспарова я еще во время предвыборной кампании говорил: после выборов я предложу и Карпову, и Каспарову работать для популяризации, развития шахмат. Я готов оплачивать их поездки, чтобы они читали лекции, давали сеансы одновременной игры, популяризировали шахматы в школах и вузах. И буквально несколько дней назад я встречался с Анатолием Евгеньевичем. Мы обсуждали график наших поездок на следующий год, чтобы вместе проводить шахматные мероприятия в тех или иных странах. Так что с моей стороны все нормально. Анатолий Карпов назначен послом ФИДЕ, сейчас я провел переговоры с ЮНЕСКО - в декабре мы будем подписывать соглашение о сотрудничестве.
РГ: Кирсан Николаевич, сейчас получается вы ушли из большой политики, полностью посвятив себя спорту. Не скучаете?
Илюмжинов: Нет, я просто сейчас удивляюсь, как я умудрялся совмещать эти две должности. Потому что это громадная работа. Интересно, что я даже в Книгу рекордов Гиннесса в 1996 году был занесен как единственный политик, который одновременно на двух больших должностях был - президент Республики и президент ФИДЕ. Вообще, я думал, что после 24 октября, когда я сдал полномочия главы Республики Калмыкия, должность перешла к Алексею Орлову, я думал, что смогу отпуск взять - хотя бы месяц отдохнуть. Тем более что за 18 лет у власти в Калмыкии - с 1993 года - я ни разу не брал ни отпуск, ни больничного. 450 отпускных дней там накопилось! Но буквально сразу же на следующий день я улетел в командировку. Свободного времени почти нет. ФИДЕ - это большая организация, очень много мероприятий, программ.