Сегодня в Березниках Пермского края министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев провел оперативное заседание правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника на Верхнекамском месторождении.
Утром Юрий Трутнев посетил место провала, образовавшего накануне после прохождения товарного состава с калийными удобрениями, глубиной 20, шириной 15 и протяженностью 50 метров. После этого состоялось совещание, на котором присутствовали представители администрации Пермского края, минтранса России, Ростехнадзора, Росводресуров, Росприроднадзора, ОАО "РЖД", ОАО "Галургия", ОАО "Сильвинит", ОАО "Уралкалий", Горного института УрО РАН.
- Главное сейчас - выяснить причину провала, - заявил министр Юрий Трутнев. - Надо узнать, будет ли он расширяться, возникнут ли новые подземные полости.
Ученые из горного института УрО РАН, присутствовавшие на заседании комиссии, заявили, что через месяц они назовут причину провала грунта. Предположительно, их две. Первая - размыв карстовых пород. Вторая - образование нового провала связано с предыдущим, который произошел в октябре 2006 года. Сейчас в зону нового провала запрещен проход людей.
- На месте образования воронки установлена камера видеонаблюдения, информация в режиме онлайн поступает в единую диспетчерскую службу, - отметил министр градостроительства и развитии инфраструктуры Пермского края Александр Кудрявцев. - Контроль за состоянием воронки ведется в круглосуточном режиме. Для обеспечения безопасности территория проседания грунта огорожена, доступ людей туда ограничен.
Чтобы назвать причины ЧП, принято решение провести глубинную сейсмическую разведку от провала 2006 года до березниковского железнодорожного вокзала, а также электроразведку, которая может показать водоперетоки в верхних слоях почвы. Полный мониторинг будет проведен в течение месяца. При этом определяется состав грунта, наличие подземных полостей и речек.
- Сейчас образовавшаяся воронка опасности не представляет, - заявил Сергей Дьяков, глава Березников. - Основная проблема - обеспечение безопасности железнодорожных перевозок. Железнодорожное движение проходит по 53-километровому обходу Яйва-Соликамск, построенному в обход шахтных полей Березниковско-Соликамского месторождения калийных солей, минуя станцию Березники, и сданному в эксплуатацию в 2009 году.
- Постройка этой новой железнодорожной ветки оказалось хоть и дорогим, но верным решением, - отметил Трутнев. - Иначе бы сегодня под угрозой оказались пассажирские и грузовые перевозки. Сегодня железнодорожным перевозкам в северных районах Пермского края угрозы нет.
Сегодня по поводу произошедшего провала высказался и губернатор Олег Чиркунов.
- В связи с аварией на калийной шахте в Березниках пришлось построить 53-километровый железнодорожный обход, - заявил в своем блоге губернатор. - Рано или поздно старый должен был прекратить свое существование. Это и произошло. Правда, железная дорога вышла из строя не из-за расширения самого основного провала - он до нее "не дотянулся", весь заполнился водой, и ситуация стабилизировалась. Новое проседание глубиной около шести метров образовалось в полукилометре от основного провала. По мнению ученых, это сухое русло той подземной реки, которая заполняла основной провал. Не понятно, почему там в это время оказался грузовой состав. Последний раз разрешение на использование этого пути ученые давали летом, во время ремонта 53-километрового обхода. С этим предстоит разобраться.