Екатеринбургский международный фестиваль современного танца "На грани", прошедший в уральской столице во второй раз, в этом году оказался в полной гармонии со своим названием.
Современный танец, возникший как явление в прошлом веке и массово расцветший только к его окончанию, развивается настолько стремительно и непредсказуемо, что и сам он давно утратил сколько-нибудь определенные жанровые границы.
Традиционный танц-театр заметно сдает свои позиции перед напором разнообразнейших "двигательных экспериментов", которые уподобляют зрителей посетителям некой научной лаборатории. А на переднем крае - "уличные" танцы, направление, представителей которого совсем недавно невозможно было завлечь в театры даже в качестве зрителей.
Екатеринбургский танцевальный марафон "На грани" шел одновременно с подобными фестивалями в Москве и Петербурге. И, как и они, имел ярко выраженный французский акцент: благодаря Году Россия-Франция Французский культурный центр оказал мощную поддержку отечественным организаторам. Поэтому программы Москвы, Петербурга и Екатеринбурга частично совпадали.
Екатеринбург встретил фестиваль как культурное событие года. Зал Академического театра музыкальной комедии, два года назад материализовавшего идею фестиваля в главном центре современного танца России, был полон. Фестиваль по традиции представил в первую очередь работы уральских компаний: именно они определяют сегодня уровень отечественного современного танца. Пермский "Балет Евгения Панфилова" привез премьеру екатеринбургского хореографа Сергея Смирнова "За краем край", екатеринбургские "Провинциальные танцы" показали премьеру "Спящей красавицы" Татьяны Багановой (на днях спектакль приедет и в Москву на фестиваль ЦЕХ), Челябинский театр современного танца - мировую премьеру своего лидера Ольги Пона "Пунктиры" и "Следующий" испанца Асьера Забалеты, номинированный в этом году на "Золотую маску". Дважды в дни фестиваля показывал свое мастерство "Эксцентрик-балет" Сергея Смирнова. Допустили на большую сцену и начинающих хореографов: Илью и Ольгу Романовых с тонким, передающим ускользающее чеховское настроение спектаклем "Следы на песке" и Анну Еременко, поставившую "Особого рода крючочки" для компании "2046".
Но, как отмечает арт-директор "На грани" Лариса Барыкина, еще более удивительным оказался аншлаг на "круглом столе" "Современный танец в России: итоги нулевых", когда и творцы, и их зрители обнаружили потребность во взаимном общении.
Темы для обсуждения действительно витали в воздухе. Расширение границ жанра вызывает оживленные дискуссии не только у искушенной публики и критиков, но и среди профессионалов. Тем более что для России даже поставленная шесть лет назад "Весна священная" в стиле сальсы (ее показал в Екатеринбурге Эманюэль Гат, один из лидеров французского танца) кажется радикальной. Овации добились танцоры французской компании S POART со спектаклем, повторяющим название фестиваля: их энергетичный, яростный, агрессивный хип-хоп был не демонстрацией трюков, а единым, хотя и не лишенным рыхлости повествованием о современных "детях подземелья". Интересно задумана другая хип-хоповская постановка - совместный проект мурманской компании Gust Life и французской Александра Н Поссе "Одиссея".
Стремление к обмену мнениями, расширению представлений о возможностях жанра, бесстрашию в преодолении цеховой замкнутости - самое важное в екатеринбургском фестивале. Урал поставляет России спектакли первоклассных хореографов и компаний. Возможно, он же выработает и идеи, которые помогут современному танцу вернуть интерес отечественной публики.