09.12.2010 00:40
    Поделиться

    Верховный суд обязал судей выявлять причины коррупции

    Верховный суд сообщил: за коррупцию все чаще привлекают высокопоставленных лиц

    Вчера президиум Верховного суда принял важное постановление о судебной практике по коррупционным преступлениям.

    Высшая инстанция потребовала от судей при рассмотрении подобных дел особо обращать внимание на причины возникновения коррупции. А председателям судов рекомендовано регулярно осуществлять контроль за выполнением частных определений, вынесенных по делам о коррупционных преступлениях. Это может стать хорошей профилактикой.

    В целом статистика обнадеживает: за коррупцию все чаще стали попадать под суд высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов Верховного суда, это свидетельствует о повышении эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции. Всего же за девять месяцев за совершение подобных преступлений осуждено 6826 человек. В основном это были государственные и муниципальные служащие, руководители. Но попадались среди них и граждане, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Наиболее распространенным видом коррупционных преступлений по-прежнему остается взятка. За то, что брали мзду, осуждены 1393 человека. Из них каждый четвертый получил реальный срок. При этом половина арестантов, отправленных в места не столь отдаленные за взятку, осуждены за наиболее тяжкие виды этого преступления: получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта, а равно главой органа местного самоуправления. Немалая часть взяточников получила срок за то, что брали группой по предварительному сговору, в крупном размере или попросту вымогали мзду.

    Что же касается других наказаний для коррупционеров, то здесь чаще всего применялся штраф. Его назначили 1774 осужденным.

    - Решение в отношении вида и размера назначенного наказания принималось судами с учетом характера действия (бездействия) виновных лиц, - говорится в постановлении президиума Верховного суда, - размеров взятки, обстоятельств, связанных с поведением осужденных во время или после совершения преступлений, обстоятельств, влияющих на оценку степени общественной опасности содеянного (в частности, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления), а также данных о личности подсудимых.

    Кстати, постановление "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами дел о преступлениях коррупционной направленности" принято накануне Международного дня борьбы с коррупцией. Сейчас государство предпринимает большие шаги, чтобы сделать нормой честные правила. У судов в борьбе с коррупцией не последняя роль: от тщательности и объективности рассмотрения дел зависит, будет ли эффективным лечение старой болезни.

    Постановление президиума содержит важные рекомендации для людей в мантиях. Верховный суд отдельно обращает внимание, что преступные посягательства на установленный законом порядок деятельности государственных органов способствуют утрате доверия общества к государственным институтам, препятствуют проведению социальных и экономических преобразований.

    Судам следует строго соблюдать требования закона об индивидуализации наказания, назначаемого осужденным за совершение преступлений коррупционной направленности.

    Также судам рекомендовано проводить мониторинг практики рассмотрения подобных дел, обращая особое внимание на процессы, связанные с дачей и получением взятки должностными лицами, а еще - злоупотребления госслужащих при расходовании бюджетных средств.

    Решения судов по делам о коррупции требуется оперативно размещать на соответствующих сайтах в Интернете. Народ должен знать, какие наказания получают антигерои.

    Документ

    ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

    от 9 декабря 2010 года
     
    О некоторых вопросах практики рассмотрения судами дел о преступлениях коррупционной направленности

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации, придавая большое значение необходимости реализации обязательств России, вытекающих из положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, открытой для подписания 9 декабря 2003 года, рассмотрел результаты обобщения судебной практики о применении судами законодательства о преступлениях коррупционной направленности.

    Проведенное изучение показало, что суды в целом правильно применяют нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении дел указанной категории. При этом  суды руководствуются положениями Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма", а также разъяснениями постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе",  "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств  или иного имущества, приобретенных преступным путем". Постановленные по конкретным делам приговоры содержат ссылки на  законодательство, регламентирующее порядок и условия прохождения государственной гражданской службы,  муниципальной службы Российской Федерации, а также на иные нормативные акты, служащие  правовым основанием для признания лица субъектом уголовной ответственности  по делам рассматриваемой категории.

    За совершение преступлений коррупционной направленности в течение 9 месяцев 2010 г. осуждено 6826 лиц.  Основными категориями лиц, совершивших данные преступления являлись государственные и муниципальные служащие, руководители и другие лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

    По изученным материалам, поступившим  из судов, предметом судебного рассмотрения все чаще становятся дела, возбужденные в отношении должностных лиц, занимающих высокое положение в системе государственных органов власти и управления, что свидетельствует о повышении эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.
    Наиболее распространенным видом преступлений указанной категории по-прежнему остается взяточничество. За 9 месяцев 2010 г. за получение взятки осуждено 1393 лица, из них  к реальному лишению свободы на определенный срок - 26% осужденных. При этом за наиболее тяжкие виды этого преступления к лишению свободы по части 3 статьи 290 УК РФ, за получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления  осуждено 50% лиц. По части 4 статьи 290 УК РФ за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере или с вымогательством взятки осуждено 72,6% лиц.

    Основной мерой наказания за преступления коррупционной направленности, не связанной с лишением свободы, является штраф, который назначен 1774 лицам.

    Решение в отношении вида и размера назначенного наказания принималось судами с учетом характера действия (бездействия) виновных лиц, размеров взятки, обстоятельств, связанных с поведением осужденных во время или после совершения преступлений, обстоятельств, влияющих на оценку степени общественной опасности содеянного (в частности, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления), а также данных о личности подсудимых.

    За 9 месяцев 2010 г. суды при рассмотрении дел о преступлениях коррупционной направленности в 237 случаях реализовали свои полномочия, предусмотренные частью 4 статьи 29 УПК РФ, связанные с вынесением частного определения (постановления) как средства реагирования на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан.

    Вместе с  тем, практика вынесения частных определений (постановлений) заслуживает более широкого распространения, с тем чтобы не оставались без судебной оценки причины и условия, которые способствовали совершению коррупционных преступлений.  
     
    Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
     

    1. Обратить внимание судов на то, что преступные посягательства на установленный законом порядок деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений способствуют утрате доверия общества к государственным институтам, препятствуют проведению социальных и экономических преобразований, создают обстановку, благоприятную для совершения иных преступлений, правомерно рассматриваются как угроза национальной безопасности Российской Федерации, а также формируют негативный образ России в международном сообществе.
    2. Имея в виду, что обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах  является одним из основных направлений Национального плана противодействия коррупции, судам следует строго соблюдать требования закона об индивидуализации наказания, назначаемого осужденным за совершение преступлений коррупционной направленности, а также обеспечивать соблюдение разумных сроков рассмотрения дел указанной категории.
    3. Рекомендовать судам при рассмотрении дел о преступлениях коррупционной направленности принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствующих совершению этих преступлений, ставить вопросы об их устранении в частных определениях (постановления) перед руководителями государственных, муниципальных организаций и учреждений.
    4. В целях повышения эффективности профилактической функции правосудия по противодействию коррупции председателям судов следует регулярно осуществлять организационные меры по контролю за выполнением частных определений (постановлений), вынесенных  по делам о преступлениях коррупционной направленности.
    5. Рекомендовать судам осуществлять мониторинг практики рассмотрения дел указанной категории, обращая особое внимание на дела, связанные с дачей и получением взятки должностными лицами и злоупотреблениями, допускаемыми государственными служащими при выполнении функций, связанных  с распределением и расходованием бюджетных средств. 
    6. Председателям судов обеспечить проведение мероприятий по оперативному размещению на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции, постановленных по результатам рассмотрения дел о преступлениях коррупционной направленности.

    Председательствующий В.М. Лебедев

    Поделиться