10.12.2010 00:40
Поделиться

Специалисты ЦАГИ испытывают на прочность самолет Ил-96-300

Специалисты по прочности ЦАГИ проводят ресурсные испытания самолета Ил-96-300 и его модификаций.

Надо сказать, что этот российский лайнер - один из немногих "широкофюзеляжников", который никогда не терпел катастроф, остается одним из самых надежных лайнеров в мире. Спрашивается, для чего нужны в очередной раз столь сложные испытания? А ответ, как поясняют спецы, прост: результаты экспертной проверки на "живучесть" конструкции лайнера напрямую завязаны на повышенные ресурсные характеристики его модификации - Ил-96-400Т. Работы идут по заказу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Экспертиза сложная: только на первом этапе - в объеме 40 000 полетов, что вдвое перекрывает изначально отпущенный по проекту срок жизни самолета. Это проверка на усталость. Можно привести пример из истории отечественного авиастроения. Так, в 70-е годы из-за усталости металла в полете "отвалились" крылья у самолета Ан-10. Та катастрофа наделала много шума: все выпущенные ранее самолеты были сняты с эксплуатации, а выпуск новых был прекращен. Как потом выяснилось, вовремя не были обнаружены микротрещины в металле силовых конструкций лайнера. Усталостность конструкции - дело настолько серьезное, что не учитывать ее просто невозможно. Кстати, для исследований длительности развития трещин в ЦАГИ дополнительно проводятся испытания в объеме еще одного проектного ресурса - до 60 000 полетов. В зонах искусственных повреждений инженеры провели тензометрию 5000 тензодатчиков. Тут опять же нужные пояснения: тензометрический датчик - это прибор для измерения деформации различных конструкций. Испытания проходят на специальном стенде ЦАГИ: с его помощью для самолета задаются различные нагрузки, которые возникают во время наземных и полетных режимов.

Что дадут результаты этих непростых исследований? Они позволят установить методы и периодичность контроля состояния планера в период эксплуатации, продлить срок службы самолета, а главное - обеспечить безопасность дальнейшей эксплуатации всего парка самолетов семейства Ил-96. Построено 23 машины данного типа. Сейчас эксплуатируются около двадцати. Конструкторы изначально создавали самолет Ил-96-300 с очень хорошим потенциалом: его конструкция предполагает относительно быструю и недорогую разработку различных модификаций. Как раз Ил-96-400 - весьма перспективная модификация, соответствующая отечественным и международным требованиям.