Крупные российские фирмы не воспользовались налоговыми льготами для модернизации.
В Дубне прошла Всероссийская конференция "Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы РФ". Лейтмотивом форума стало беспокойство его участников. А если конкретно, большие вложения государства в проект инограда Сколково при одновременном их сокращении на ранее затеянные правительством проекты - наукограды, технопарки и особые экономические зоны.
- Отношение государства к развитию наукоградов вызывает тревогу, - сказал глава администрации Дубны Валерий Прох. - Уже бытует мнение, мол, наукограды утратили свою интеллектуальную мощь и не могут создать ничего. Программа поддержки наукоградов значительно урезана.
Заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд напомнил еще об одной проблеме: "У нас нет полноценного инновационного законодательства, в том числе по налогам. По сути, мы формировали его в кризисный период развития, когда были очень большие проблемы с наполнением казны".
По мнению Горегляда, у России при выборе инновационного пути было две возможности. Одна - это создание полноценной инновационной среды с либеральной налоговой системой, с существенным снижением налоговой нагрузки на все хозяйствующие субъекты, а не только на отдельные компании. Второй вариант - точечные решения для создании элементов инновационной системы.
Именно этот путь и выбрала Россия, хотя первый предпочтительнее, считает Валерий Горегляд. Но для этого в нынешней социально-экономической ситуации у России нет ни времени, ни возможностей. Например, ни одна из крупных российских компаний не воспользовалась налоговыми преимуществами в целях модернизации. А сэкономленные на налогах деньги были вывезены через офшоры за рубеж и вернулись в Россию в виде яхт, коттеджей и других предметов роскоши. Поэтому правительство остановилось на таких точечных решениях, как Сколково и гособоронзаказ.
Руководитель Центра экономики федеративных отношений Института экономики РАН Сергей Валентей назвал главные условия для формирования национальной инновационной системы России. Нельзя механически переносить чужую схему инновационного развития в неготовую к этому экономическую систему. Нужно создать спрос на инновационные продукты, которые обычно дороже уже ставших привычными населению. Спрос на них должен быть и у предприятий, и у организаций. Стране нужна экономическая и правовая стабильность и господдержка инновационного процесса.