Госдума может решить судьбу здания "Геликон-Оперы"

Чем закончится история со строительством нового зала театра "Геликон"?

История строительства нового зала знаменитого во всем мире московского театра "Геликон-Опера" достигла своего апогея. Остановленные в октябре новым правительством Москвы по требованию "Архнадзора" строительные работы на Большой Никитской стали за прошедшие два месяца настоящим "яблоком раздора" между деятелями российской культуры и представителями общественной организации.

Как-то неожиданно случилось, что центром всех градостроительных проблем Москвы стала усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских, известная до последних событий москвичам как центр театральной культуры, где уже более ста лет выступали знаменитые труппы и артисты. Неудивительно, что ситуация, сложившаяся вокруг этого здания, финалом которой может стать гибель одного из лучших музыкальных театров страны, всколыхнула общественность, но, видимо, не ту, на которую ссылается "Архнадзор". В защиту "Геликона" и проекта его Новой сцены в открытых письмах выступили Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Ирина Антонова, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Владимир Васильев, Инна Чурикова и другие выдающиеся представители российской культуры. Представители же "Архандзора" между тем продолжают упорно твердить в эфире и на митингах, что выступают от лица "общественности". Вопрос: какой?

И еще вопрос, на который невозможно получить ответ: почему, оперируя лозунгами "защиты памятников культуры", "Архнадзор" с таким рвением набрасывается именно на объекты культуры? Почему первым же и главным объектом его нападок со времени организации в 2009 году стал "Геликон"?

На этот вопрос ответили не активисты-защитники, а президент Союза архитекторов России Андрей Боков: "Для меня было загадкой, почему такой ожесточенной атаке подвергся проект, который высоко оценен профессиональным сообществом, и российским, и зарубежным. Почему вообще театры и музеи вызывают такую ненависть? Потому что с ними легко бороться. А победа в этой войне обеспечивает много дивидендов. Дальше уже можно обрушать все, что угодно. Это отбрасывает нас в каменный век. Мы становимся дикими. Мы теряем в итоге город, реальный, живой город".

Нельзя не заметить, что риторика "Арханадзора", загадочно избирательно защищающего памятники культуры "от вандализма", становится все более агрессивной. Вопрос о "Геликоне" ставится теперь в плоскости состоятельности новой московской власти, которая своим решением должна доказать - на стороне закона она или нет.

При этом архнадзоровцы отлично знают, что в проекте "Геликона" нарушения закона нет: здание "Геликона" по Большой Никитской, д. 19/16, не является юридически памятником культуры (см. об этом в статье "РГ" от 19.11.2010). Поэтому в своем последнем публичном заявлении глава "общественников" Рустам Рахматуллин на пресс-конференции в Союзе архитекторов России выступил уже не с заявлением, что в Указе Президента РФ от 20 февраля 1995 года содержится опечатка, поскольку к памятникам культуры отнесено только здание по Большой Никитской, д. 19/ 13 (ныне Театр Маяковского), а с обвинением государственных чиновников в подтасовке документов: "Эти двенадцать лет согласований с Росохранкультурой, с министерством культуры, с экспертными советами означают, что весь комплекс усадьбы понимался как памятник федерального значения. Только с того момента, когда все дворовые строения, кроме флигеля в Калашном, были снесены и возбуждены прокурорские проверки, началась игра в дробь 16 или 13.., реестр был самостоятельно скорректирован".

На что автор проекта Андрей Боков ответил: "Я не юрист, я - профессиональный архитектор. Обращайтесь в суд, только не судите самосудом. Я выполняю поручение технического заказчика, который должен проводить все согласования и нести ответственность, в том числе за подготовку разрешительной документации. У нас все сделано в полном соответствии с законом".

За этим конфликтом - не только частные интересы. Это и реальная работа нынешнего законодательства в области охраны памятников, поправки к которому во втором чтении будут обсуждаться 21 декабря на заседании Госдумы. Возможно, в этот день решится и судьба "Геликона".