17.12.2010 01:00
    Поделиться

    Владимир Путин в девятый раз поговорил со страной

    "Прямая линия" Владимира Путина проходит каждый год, однако вопросов к нему у граждан страны накапливается все больше и больше.

    Вчера председатель правительства установил очередной рекорд по общению с россиянами в прямом эфире. Он проговорил 4 часа 26 минут, успев ответить на 90 вопросов, и на 24 минуты превзошел свой прошлогодний результат.

    В течение всего этого времени премьер отвечал на серьезные и несерьезные, веселые и невеселые, исторические и сиюминутные вопросы от самых разных слоев населения - врачей, шахтеров, студентов, пенсионеров и даже байкеров. И ни один из вопросов не поставил Путина в тупик - на каждый он был готов дать подробный ответ, часто даже с длинной предысторией. Да и как было смутить премьера, если, по его собственному признанию, он "каждый божий день занимается рассмотрением этих проблем, даже если они не входят в компетенцию правительства". Поэтому вникнуть за 4,5 часа во все развернувшиеся перед ним трудности россиян оказалось для него посильной задачей.

    Многие вопросы действительно были хорошо знакомы премьеру. В основном они касались социальной сферы и экономики, но никак не внешней политики России или партийной деятельности премьера. Видимо, у народа накопилось столько личных проблем, что их больше интересовали не громкие политические заявления, а как государство намерено поддержать каждого из них в посткризисное время. Повышение зарплат и стипендий, качество медицинских услуг, переселение из ветхого аварийного жилья, увеличение пенсионного возраста, тарифы на ЖКХ и транспорт, налоговая нагрузка на малый бизнес, сохранение социальных льгот - вот те важнейшие вопросы, с которыми россияне обращались к премьеру. И практически каждый из заданных вопросов имел самое прямое отношение к их повседневной жизни. Некоторые люди боялись, что о них забудут сразу же после окончания трансляции. "Что будет с нами после телемоста? О нас никто не вспомнит?" - откровенно спрашивали у Путина.

    Премьер же своими ответами только и старался, чтобы гарантировать долгую память. Он рассказывал, что именно государство намерено сделать для поддержки населения. При этом слово "кризис" глава Белого дома упоминал крайне редко, пообещав для порядка, что его последствия страна окончательно преодолеет в ближайшей перспективе.

    "Сколько нас будут обворовывать с ЖКХ?" - прямо спросили у премьера. В ответ он обещал постепенную демонополизацию рынка коммунальных услуг и работу с региональными властями, которые хронически недофинансируют эту сферу. "А почему нам с мужем отменили льготы на ЖКХ, когда мы оба инвалиды?" - спросила главу правительства жительница Перми Людмила Евдокимова. Путина вопрос удивил, ведь, по его словам, никто там льгот не отменял. Он пообещал разобраться. И тут же из Астрахани к нему пришел еще один вопрос: "Стоит ли затягивать с программой переселения, когда люди могут прожить в бараках не один век?" Премьеру пришлось признать, что здесь по-прежнему имеются очевидные бюджетные ограничения. Однако к окончанию этого года свои жилищные условия улучшили 14 миллионов человек. "Представляете - 10 процентов страны!" - обратился с этой утешительной цифрой Путин к спрашивавшей его женщине.

    На некоторые социально-экономические вопросы премьер отвечал очень быстро, практически с лету. Например, он сразу же отверг вероятность повышения пенсионного возраста и продолжительности рабочего дня, заявив, что ничего власть в ближайшее время не планирует. Но два вопроса все-таки показались Путину особенно острыми, и он обещал над ними подумать. Во-первых, это минимизация потерь малого бизнеса при повышении отчислений в социальные фонды с 14 до 36 процентов, которое произойдет в следующем году. Быстро решить этот вопрос не получится, однако отдельные меры в виде ликвидации некоторых административных барьеров предпринять будет можно. Во-вторых, сложная ситуация с пригородным сообщением. Здесь глава Белого дома предложил ввести пригородные электропоезда малой вместимости, а также развивать альтернативный транспорт. "В течение пары лет ситуация может измениться к лучшему, поскольку у нас есть возможности инвестировать в подвижной состав", - пообещал Владимир Путин.

    Впрочем, щекотливые вопросы ожидали премьера и из других областей, например медицины. Ярослав Блажко из Воркуты честно сказал Путину, что, вылечившись в современном медицинском центре в Чебоксарах, он такого уровня медицинской помощи в своем родном городе уже не увидит. "Такой центр - это прекрасно, но, увы, он не меняет картину по России в целом" - таково его мнение. "Один центр не меняет, но если мы создадим 14 таких учреждений по всей России вкупе с 20 перинатальными центрами, то это будет определенным изменением", - уверял в ответ премьер. По крайней мере, не всегда придется ехать на операцию в Москву или Санкт-Петербург.

    Но здесь в далеко идущие планы премьера внезапно вмешался анонимный звонок. Звонили Путину из Иваново, где он несколько недель назад посещал областную больницу. "Больницы были срочно подготовлены к вашему визиту, и многое оборудование было привезено временно, а по вашему отъезду демонтировано. Медицинским сестрам было приказано сказать, что их зарплата составляет 12 тысяч рублей, но у нас таких зарплат нет", - огорошил премьера звонивший. Путин хоть и с недоверием воспринял эту информацию, но уже на следующей неделе обещал отправить в Ивановскую область комиссию минздравсоцразвития, чтобы она разобралась, что к чему.

    А вот во время телемостов с регионами у Владимира Путина подобных эксцессов не возникало. Премьер не мог не коснуться темы летних пожаров, которая всколыхнула всю страну. Ему показали полностью отстроенный после пожара поселок Иватино. В этих домах есть и газ, и спутниковое телевидение, и Интернет, и современная мебель. Но сразу же последовал вопрос: "Не повысятся ли из-за благ современной цивилизации тарифы на коммунальные услуги в наступающем году?" На что Путин предложил стоящим на морозе людям экономить: "Ваши дома все-таки построены по новой, энергосберегающей технологии, поэтому можно экономно расходовать, скажем, электро- и тепловую энергию". Пообещал премьер во время телемоста будущее и шахте "Распадская", которая, по его словам, если "еще не начала работать, то к вечеру обязательно начнет". Кроме того, никакого снятия льгот у шахтеров не планируется.

    Вопросы, касающиеся социальной сферы, премьеру задают ежегодно. Меняются регионы, меняются люди, но суть претензий народа к власти в общем-то остается прежней. Однако каждый год "подбрасывает" и новые проблемы. Так, вчера чуть ли не главными темами общения Путина со страной стали экстремизм и криминал. К первому он неоднократно возвращался по ходу беседы с россиянами. Премьеру пришлось прокомментировать беспорядки на Манежной площади в центре Москвы в субботу. "Нельзя общей краской мазать ни кавказцев, ни людей других национальностей, хотя такой национальности, как "кавказец", нет", - высказал свою точку зрения премьер. А правоохранительные органы и власти, по его мнению, должны жестко реагировать на все неправовые действия. В этой связи почему-то досталось и интеллигенции. "Наша общественность, в том числе и либеральная общественность, должна понимать, порядок должен быть, и его нужно поддерживать. Государство на то и существует, чтобы обеспечить интересы большинства. Мы много и справедливо критики высказываем в адрес правоохранительных органов. Не случайно и реформы намечены серьезные в этой сфере. Но, проводя борьбу с негативными проявлениями в органах правопорядка, в том числе, и милиции, здесь нельзя всех мазать одной черной краской. Нужно понять, что эти органы власти исполняют важнейшую функцию в государстве и нельзя опускать их "ниже плинтуса", а то придется нашей либеральной интеллигенции бороденку сбрить и самим надеть каску - и вперед, на площадь, воевать с радикалами".

    Что касается второй темы, то премьер не выделял ее отдельным блоком, однако заходил к ней с разных сторон. Во-первых, он заявил, что криминал сохраняет влияние на муниципальные выборы, а от этого перебросил мостик к проведенной им в президентские времена реформе назначения губернаторов. Эта персональная ответственность президента за губернатора, по мнению Путина, резко снижает вероятность проникновения во власть криминала. Но все же премьер против отмены выборов в муниципалитеты. Рецепт тот же, что и в случае с экстремизмом, - укреплять систему правоохранительных органов.

    Во-вторых, премьер прокомментировал ситуацию в станице Кущевская, которую назвал провалом всей системы правоохранительных органов. Впрочем, не только ее, поскольку, по мнению Путина, все органы власти оказались несостоятельными.

    В-третьих, премьер снова высказался по делу Михаила Ходорковского, которому в ближайшее время должны вынести новый приговор. "Вор должен сидеть в тюрьме", - дал свое заключение Путин. Ведь имеется же соответствующее заключение суда, по которому бывший олигарх признан виновным в крупных хищениях. "А вы не считаете, что подобное заявление может оказать давление на суд?" - спросили у Путина журналисты после окончания прямой линии. "Нет, я ведь выражаю свое мнение по первому приговору", - ответил премьер. Практически в увязке с Ходорковским говорил премьер и о "несистемной оппозиции". Он пообещал держать подальше от кормушки их представителей, которые "поураганили в 1990-х годах и сейчас питают надежды на реванш".

    Не мог не высказаться Путин и на спортивную тему. "Вы правда такой фартовый, и в чем секрет вашего успеха?" - спросил у него молодой человек, в очередной раз поздравляя с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года. "Везет тем - кто везет", - ответил на это Путин. Кстати, он не стал возражать против того, чтобы олигархи поделились деньгами на восстановление детских площадок в стране. А крупный бизнес, по его мнению, должен активно инвестировать в развитие спортивной инфраструктуры.

    Впрочем, у Путина нашлось время и для ответов на веселые вопросы. "Как поживает ваш щенок Баффи?" - спросили у него. "Рисует мне огромные лужи по всему дому и кучи, но при этом он, конечно, очень симпатичный парень и я его очень люблю", - признался глава Белого дома. Но главное - он заверил россиян в том, что стране ничего не грозит даже тогда, когда он спит. "Мы с президентом спим по очереди. Все под контролем, не сомневайтесь", - с улыбкой сказал премьер.

    Поделиться